Найти тему
Монтессори.Дети

Нейрофизиология детского разума: развитие мозга новорождённого

Создавая собственный разум, новорождённый начинает с фиксирования в волокнах собственного мозга информации, которую он воспринимает из окружающего мира.

Каждое изображение, каждое взаимодействие, какими бы обыденными они ни были, как в след в памяти остаётся пережитым опытом в соединениях нейронов. Эти соединения называются синапсами. Они начинают формироваться, пока ребёнок находится в утробе матери, затем их количество стремительно растёт с момента рождения. От 700 до 1000 новых связей в минуту создаётся в первые пять лет жизни. Всё, что мы делаем вместе с ребёнком или в присутствии ребёнка, всё, что он воспринимает, создаёт связи в его мозге. Таким образом, возникает огромное количество синапсов.

В доказательство — небольшое сравнение. В мировой сети Интернет 100 000 миллиардов связей между страницами — мы называем их гиперссылками. Но в мозге взрослого почти в три раза больше связей между нейронами. А в мозге ребёнка — в десять раз больше связей, чем в Интернете — 1 000 000 миллиардов синаптических связей. Значит, ему достаточно жить и взаимодействовать с миром вокруг, чтобы создать такое количество нейронных связей.

-2

Очевидно, что нехватка исследований на протяжении этого периода не даёт пищи для мозга и разрушительно влияет на развитие разума. Как дом, построенный на непрочном фундаменте, слабые основы, заложенные в детстве, негативно влияют на работу мозга того взрослого, которым станет ребёнок. На протяжении этого периода очень важно питать мозг ребёнка, позитивно взаимодействуя с ним и позволив ему исследовать мир. Затем, по окончании этого периода создания миллиардов нейронных связей, мозг начинает генеральную уборку.

Взросление характеризуется потерей 2/3 возможностей, чтобы стать экспертом в 1/3 наиболее исследуемых областей. Так что не беспокойтесь, человек с годами не становится глупее. Он просто становится специалистом в том навыке, культуре, поведении, которые он регулярно воспринимал и воспроизводил. В результате, после создания множества связей, те связи, которые используются чаще всего, укрепляются. И наоборот: те, которые используются меньше всего, слабеют и самоуничтожаются. Этот процесс называется синоптический прунинг.

-3

Важно помнить, что мозг необязательно сохранит лучший опыт, а скорее тот, который был наиболее частым. Поэтому на нас лежит большая ответственность: наш выбор и наши привычки способны усилить одни связи и ослабить другие. Эта пластичность мозга, таким образом, и открывает множество возможностей, и является источником уязвимости.

Джек Шонков из Гарвардского университета подтверждает: «Последние исследования молекулярной биологии и генетики могут быть сведены к простой мысли: ранние впечатления встроены в наши тела, к счастью или к сожалению». Поэтому нужно следить за своими привычками, ведь они формируют структуры мозга ребёнка.

Главный вывод в том, что мозг ребёнка питаем мы и окружающий мир — так давайте дадим ему лучшее. Мозг питают впечатления мира. Дайте их ребёнку.