Найти тему

Что такое сходство до степени смешения?

Оглавление

Товарный знак – это средство индивидуализации, предназначено для того, чтобы отличать товары одного производителя от товаров другого производителя.

Сходство товарных знаков между собой до степени смешения лишает понятие товарного знака заложенного в нем смысла. Поэтому во время проведения экспертизы проверяют отсутствие этого признака не только в отношении ранее зарегистрированных обозначений, но и других объектов, охраняемых законодательством России и международными договорами.

Проверить знак на сходство можно самостоятельно, с помощью источников информации и критериев оценки, описанных в данной статье.

Требования законодательства и понятие сходства до степени смешения

Основные требования к товарным знакам (ТЗ) и их различительной способности изложены в статье 1483 ГК РФ. Согласно этому нормативному акту, оригинальностью не обладают такие ТЗ, которые сходны до степени смешения со следующими объектами:

  • ранее зарегистрированные или общеизвестные товарные знаки, а также селекционные достижения
  • товарные знаки, охраняемые в других странах и на которые распространяются международные договора РФ (это касается марочной алкогольной продукции)
  • наименования мест происхождения товаров, включенные в открытый государственный реестр
  • знаки, имеющие более ранний приоритет (то есть те, которые находятся на стадии заявки, по которой еще не принято решение Роспатента)
  • наименования фирм (коммерческие), зарегистрированные в ЕГРЮЛ
  • государственная символика не только России, но и других стран – флаги, гербы, девизы, геральдические отличия, слова гимнов и другие
  • полные названия или аббревиатура международных или межправительственных организаций и их символика (например, флаг Европейского Союза, символ Красного Креста, знаки Олимпийских игр и другие)
  • официальные клейма, наградная символика (государственный знак качества СССР, знак соответствия при обязательной сертификации, клеймо пробы благородных металлов, другие контрольные, гарантийные или пробирные обозначения; государственные знаки отличия – золотая звезда, изображение Святого Георгия и прочие)
  • названия или изображения культурных ценностей, которые входят в список национального или мирового культурного наследия, а также изображения культурных предметов, хранящихся в частных коллекциях; имена и псевдонимы известных лиц

Под сходством до степени смешения в области права по защите интеллектуальной собственности понимают тот случай, когда для рассматриваемого товарного знака возникают ассоциации с ранее зарегистрированным ТЗ или объектами, указанными выше, несмотря на имеющиеся отдельные отличия. Такие обозначения не подлежат правовой защите, так как они не обеспечивают должный уровень индивидуализации товаров и услуг.

Экспертиза ТЗ на сходство – трудоемкая задача, которая требует не только анализа государственных реестров товарных знаков, но и других обозначений национального и мирового культурно-исторического значения. Для оценки охраноспособности используются различные виды баз данных, а также общедоступные источники информации.

Экспертиза словесных обозначений

В ФГБУ ФИПС (Роспатент) разработаны методические рекомендации, на которые опираются эксперты при сравнении заявляемого ТЗ и товарных знаков с более ранним приоритетом. Критерии сходства для словесных и графических обозначений приведены в таблицах ниже.

Сходство звучания, «сильные» и «слабые» элементы

Незначительное фонетическое отличие словесных товарных знаков приводит к потере различительной способности и является основанием для отказа в регистрации.

Тождество всего обозначения

Дикси, Dixie, Dixi, Dixy

Тождество начальной (конечной) части и сходство конечной (начальной) части

Gemo – Гемма

Фрисет – Фрицет

Libo – Lebo

Alzamo – Allzamo

Тождество средней (начальной и конечной) части и сходство с начальной/конечной (средней) частью

Ozdilek – Ozdulek

Adrent – Odrent

Фонетическое вхождение

Окс – Ксенокс

Векс – Вексим

Биодизайн – Biodesign

Стольная – Застольная

Однокоренные слова

Школьная – Школьник

Одинаковое количество слогов и незначительное отличие в одном из них

Индийская – Андийская

При экспертизе учитывается сходство «сильных» элементов.

Например, MEGASPELL: MEGA – «слабый» элемент, не обладающий различительной способностью (неохраняемый и часто повторяющийся), а «SPELL» – «сильный».

Agriform – Agripad

Megaspell – Superspell

Fashion Shoes – Shoes

Экспертиза знаков, которые являются словосочетаниями, проводится как по каждому слову, так и для всей комбинации в целом, за исключением устойчивых выражений («шапка Мономаха», «елки-палки» и другие).

Тождество товарных знаков

Полное тождество является крайним случаем сходства товарных знаков. Его критериями для словесных обозначений являются следующие:

  • одинаковая грамматическая форма, независимо от шрифта и комбинации прописных и строчных букв («Ламбер», «Lamber», «лАМбер»)
  • различие только в числе, падеже или роде слов («Добрая коровка», «Добрые коровки»)
  • уменьшительно-ласкательные и другие, не фантазийные преобразования одних и тех же слов («Рулетики ленинградские», «Рулеты ленинградские»)
  • с предлогом или без него, а также отличающиеся другими вспомогательными частицами речи («Малыш», «Для малыша»)

При оценке на сходство и тождество эксперты пользуются разнообразными словарями русского языка:

  • толковыми
  • словообразовательными
  • энциклопедическими
  • терминологическими
  • переводными, служащими для сопоставления слов русского языка с их эквивалентами в других языках

Визуальное и смысловое сходство словесных обозначений

При оценке ТЗ учитываются также графическое и смысловое сходство, критерии которых перечислены в таблице ниже.

Критерий сходстваПризнакПримерыГрафическое сходствоОбщее зрительное восприятие

Тип алфавита

Оригинальность шрифта и цветового исполнения

Обозначения сходны: SCHUMA и SCHAUMA, Lacoste и Lacosta

Обозначения различны:

Альфа –
Альфа –
Гамма – 
Гамма – 

Смысловое сходство, схожесть в понятиях

Музыка сна – Мелодия сна

Охотничьи сосиски – Егерские сосиски

Схожесть в понятиях в разных языках

Ароматная мелодия – Aromatic melody

Схожесть элементов в словосочетании, несущих основную смысловую нагрузкуОбозначения сходны:

Carla Fracci Giselle – Жизель

Обозначения не сходны (меняется смысловое значение):

Душа – Славянская душа

Сходство с официальной символикой

Одна из наиболее частых ошибок заявителей – внесение в товарный знак широко «узнаваемых» элементов или их имитаций. Официальная символика находится под охраной ГК РФ и Парижской конвенции. Так, сходным до степени смешения с российской государственной символикой является товарный знак по заявке 2008724605/50 с приоритетом от 2008 г., поданной для индивидуализации товаров 16 класса (картон, бумага, канцелярские принадлежности): 

-4

Другим примером может служить заявка на товарный знак, в левой части которого находится узнаваемый элемент швейцарского флага:

-5

Имитацией также является использование части обозначений, например, 12 звезд, расположенных по кругу, которые используются в символике органов Европейского Союза. Однако такие элементы все же могут быть включены в ТЗ, если имеется разрешение от соответствующего государственного органа или организации.

Для проверки на сходство до степени смешения с государственной, международной символикой и геральдическими знаками эксперты пользуются как глобальными поисковыми системами в сети Интернет, так и специализированными ресурсами:

  • база данных Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) – http://www.wipo.int/ipdl/en/6ter/search-simp.jsp, http://www.wipo.int/ipdl/en/6ter/
  • официальные интернет-сайты органов власти зарубежных государств
  • геральдический регистр РФ, размещенный на сайте Геральдического совета при президенте России (https://sovet.geraldika.ru/registr/); здесь же можно провести экспертизу геральдического изображения
  • другие информационные ресурсы, список которых приведен на сайте Союза геральдистов России (http://www.heraldik.ru/gerbinet.htm)
  • энциклопедии, словари и монографии из фонда Всероссийской патентнотехнической библиотеки ФГБУ ФИПС.

Культурное наследие и ценности

В обозначении товарного знака не должны присутствовать изображения объектов культурного и природного наследия России и других стран в качестве охраняемых элементов. Помимо произведений искусства и литературы в их число входят:

  • природные памятники, парки и заповедники
  • историко-культурные комплексы
  • архитектурные сооружения
  • учреждения культуры (музеи, театры)
  • археологические памятники и другие уникальные объекты

Информацию о них можно получить на следующих ресурсах:

  • официальный сайт Министерства культуры России (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn, памятники истории и культуры)
  • природные памятники России, включенные в список всемирного наследия (http://www.nhpfund.ru/world-heritage/russian-sites.html), размещенный на сайте фонда «Охрана природного наследия»
  • Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (музеи, заповедники, театры и прочие объекты)
  • списки ЮНЕСКО на официальном сайте организации (http://whc.unesco.org/en/list/)

В качестве примеров сходства до степени смешения с объектами культурного наследия можно привести следующие:

Использование изображений египетской пирамиды Хеопса и сфинкса, включенных в список ЮНЕСКО:  
Использование изображений египетской пирамиды Хеопса и сфинкса, включенных в список ЮНЕСКО:  
Использование портрета императора Петра I, являющегося охраняемой культурной ценностью РФ: 
Использование портрета императора Петра I, являющегося охраняемой культурной ценностью РФ: 

По всем вышеуказанным заявкам вынесено отрицательное решение экспертизы в ФГБУ ФИПС.

Анализ товарного знака на сходство до степени смешения – задача, требующая комплексного подхода и экспертной оценки. Наиболее сложным является исследование графических элементов, так как прямой поиск по сходству с ранее зарегистрированными обозначениями в базе данных Роспатента невозможен. Для правильной и всесторонней оценки охраноспособности ТЗ рекомендуется обратиться к специалистам в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Это поможет избежать отказа при регистрации товарного знака и снизить финансовые расходы на взаимодействие с патентным ведомством.