Найти в Дзене
casper casperr

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ И КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ ИВАНА БОЛОТНИКОВА

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ И КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ ИВАНА БОЛОТНИКОВА

Иван Исаевич Болотников (1565-1608) родился в небольшом приграничном городке на юге от Оки. Как и его отец – Исай Болотников, он был «боярским сыном» (т.е. членом вооруженной свиты боярина) и должен был встать в ряды дворянского ополчения, чтобы нести службу на Берегу, то есть на линии обороны по реке Оке. Но обеднев, Иван Исаевич Болотников решил поступить на службу к князю А.А. Телятевскому, которого современники не без основания называли "всей смуты заводчиком", и стал боевым холопом в его отряде. Однако подневольная служба вскоре начала тяготить Ивана Болотникова, и он бежал в степи, чтобы стать казаком, благо конь и вооружение у него были. Недолго продолжалась его вольная жизнь. Во время одной из стычек с крымскими татарами, он попал в плен и был продан туркам на невольничьем рынке в Феодосии. Несколько месяцев, закованный в цепи, он отбывал каторгу на галере, пока венецианцы, воевавшие с турками, не освободили его. Получив свободу, Иван Исаевич не захотел оставаться в Венеции и стал пробираться на родину. В Венгрии он встретил запорожских казаков, которые служили наемниками у императора Священной Римской империи и воевали с турками. Болотников решил к ним присоединиться.
Иван Исаевич Болотников (1565-1608) родился в небольшом приграничном городке на юге от Оки. Как и его отец – Исай Болотников, он был «боярским сыном» (т.е. членом вооруженной свиты боярина) и должен был встать в ряды дворянского ополчения, чтобы нести службу на Берегу, то есть на линии обороны по реке Оке. Но обеднев, Иван Исаевич Болотников решил поступить на службу к князю А.А. Телятевскому, которого современники не без основания называли "всей смуты заводчиком", и стал боевым холопом в его отряде. Однако подневольная служба вскоре начала тяготить Ивана Болотникова, и он бежал в степи, чтобы стать казаком, благо конь и вооружение у него были. Недолго продолжалась его вольная жизнь. Во время одной из стычек с крымскими татарами, он попал в плен и был продан туркам на невольничьем рынке в Феодосии. Несколько месяцев, закованный в цепи, он отбывал каторгу на галере, пока венецианцы, воевавшие с турками, не освободили его. Получив свободу, Иван Исаевич не захотел оставаться в Венеции и стал пробираться на родину. В Венгрии он встретил запорожских казаков, которые служили наемниками у императора Священной Римской империи и воевали с турками. Болотников решил к ним присоединиться.

В 1606 г. до казаков дошла весть, что в Москве свергнут «законный царь Дмитрий» (его сверг боярин Василий Шуйский), но царю Дмитрию удалось спастись, и теперь он собирает в Польше войско для похода на Москву. Все желающие приглашаются на его службу.

На сходе казаки во главе с Иваном Исаевичем Болотниковым решили отправиться к «изгнанному государю» и помочь вернуть престол. В случае удачи эта служба сулила казакам немалые выгоды.

Летом 1606 г. Болотников прибыл в Самбор и встретился с человеком, выдававшим себя за спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрий I). Вероятнее всего, это был один из приближенных Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) - Михаил Молчанов, который легко мог обмануть тех, кто никогда не видел первого самозванца, в их числе и Ивана Исаевича. Поверив новому самозванцу (Михаилу Молчанову), казачий предводитель со своим 10-тысячным отрядом казаков решил поступить к нему на службу. Прибыв в Путивль, он обнаружил там несколько разрозненных отрядов казаков, городовых дружинников, обедневших шляхтичей и просто искателей приключений. Болотникову, который уже стал к этому времени опытным полководцем и опирался на хорошо организованный казачий отряд, удалось превратить эту разношерстную толпу в боеспособную армию.

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) обратился за помощью к донским казакам, обещая им «волю» взамен на царский трон. Донцы тотчас же послали к «воскресшему» царевичу атаманов Андрея Карелу (приезжавшего в свое время с вестями и грамотой с Дона еще к Федору Ивановичу) и Михаила Межакова. Русские, донские и запорожские казаки оказали в дальнейшем мощную поддержку самозванцу, а отряд Карелы, отчаянно защищавший крепость Кромы, надолго сковал основные силы правительственной армии царя Василия Шуйского. Свою благосклонность к казакам Лжедмитрий I показал в Туле, приняв делегацию с Дона во главе со Смагой Чертенским «преже московских боляр». Казаки сопровождали Лжедмитрия I и во время его торжественного въезда в столицу. В одном из казанских сборников XVII в. сохранилась следующая запись: «В лето 7113 (1605 г. по новому стилю), июня в 20-й день, в четверг, пришел во град Москву на свой праотече престол прирожденный государь наш и царь великий князь Дмитрий Иванович из Литвы, с ним же много множество литовского войска и казаки волгьские и донские много ж и московские силы». С окончанием похода казаки, по словам Исаака Массы (голландского купца, автора «Краткого известия о Московии» и ряда агентурных донесений), были щедро награждены и затем возвратились в места своих старых поселений. Впрочем, герой обороны Кром атаман Карела остался в Москве, щедро тратя полученное жалованье в московских кабаках. Другой предводитель донских казаков - Постник Лунев - поступил монахом в Соловецкий монастырь.

Роль русских, донских и запорожских казаков в крестьянском восстании И. И. Болотникова подробно рассмотрена в исторических трудах И. И. Смирновым, В.И. Корецким, В. Д. Назаровым и Б. Н. Флорей: казаки составляли значительную часть повстанцев на всех этапах восстания. Сохранившиеся показания одного из главных предводителей повстанцев, Лжепетра, позволяют отчетливо представить обстановку, в которой появился этот очередной самозванец (Лжепетр). Зимой 1605 - 1606 годов на Северном Кавказе, на реке Тереке, находилось целое казачье войско. Казаки, по видимому, давно не получали жалованья от государства и на общевойсковых кругах обсуждали планы дальнейших действий. Некоторые из них предлагали совершить по Куре поход в Турцию, а в случае его неудачи перейти на службу к иранскому шаху Аббасу I, который вел тогда успешную войну с Османской империей. На Тереке в это время уже знали о воцарении Лжедмитрия I и винили во всем не царя, а бояр: «Государь-де нас хотел пожаловати, да лихи-де бояре, переводят-де жалованье бояря да не дадут жалованья». Тогда же 300 казаков во главе с атаманом Федором Бодыриным втайне от остального войска решили выдвинуть из своей среды нового самозванца -- «сына» царя Федора Ивановича «царевича Петра» и вместе с ним уйти на Волгу для грабежа купеческих судов.

Сама идея провозглашения самозванца - «сына» царя Федора Ивановича «царевича Петра» зародилась, вероятно, в среде бывших холопов: «в той же мысли» были недавние холопы князя В. К. Черкасского, князя В. Н. Трубецкого, дворян Суровских. В качестве кандидатов выступали двое казачьих учеников - «молодых товарищей», но едва ли справедливо представление о том, что сами казачьи ученики были инициаторами движения, увлекшими за собой остальных казаков.

В событиях на Тереке проявились черты, характерные для всех антиправительственных казачьих движений начала XVII в.: вера в «доброго» царя, резкая антибоярская направленность, значительная роль в казачьем войске бывших холопов - крестьян. Примечательно, что поводом к конфликту была невыплата казакам жалованья. Подобным образом не раз обстояло дело и в 1610-е годы.

В дальнейшем сторонникам Лжепетра удалось увлечь за собой и многих других терских казаков, служивших до этого под командованием воеводы П. П. Головина. Весной 1606 г., по сведениям Маржерета, с «царевичем» было на Волге до 4 тысяч человек. Даже если эта цифра завышена, численность отряда Лжепетра следует уже в начальный период движения признать значительной: 300 человек Ф. Бодырина составляли, по-видимому, меньшую часть терского войска, а на Волге к самозванцу должны были присоединиться новые казачьи станицы. Во время перехода в Путивль отряд Лжепетра не мог не пополниться и донскими («верховскими») казаками, через области поселения которых пролегал его путь. Некоторые отряды донских казаков были наняты представителями Лжепетра в период его пребывания в Путивле, причем выплата жалованья казакам откладывалась до успешного завершения кампании. Численность донских казаков в войске Лжепетра составляла несколько тысяч человек. Именно к казакам Лжепетра относится значительная часть известий о казнях дворян, сторонников Василия Шуйского, во время восстания Болотникова. Не случайно в 1623 г. каширский дворянин Г. И. Уваров связывал время наибольшей угрозы для жизни представителей господствующего класса, когда повстанцы сбрасывали с башен дворян и детей боярских, с действиями именно этого самозванца (Лжепетра).

Сохранилось очень мало сведений об организации казаков в повстанческой армии Ивана Болотникова и порядке их обеспечения. Известно, что в Речи Посполитой служилые люди всех категорий в XVI--XVII вв. в качестве вознаграждения за службу нередко получали или забирали силой определенные территории в кормления - приставства (ср. польские przystawa -- приостанавливаться, przystanek -- остановка, стоянка). Возможно, этот обычай принесли с собой еще отряды запорожских (киевских) казаков и польско-литовской шляхты, пришедшие в Россию с Лжедмитрием I. Однако первый намек на распространение в России «приставств» можно усмотреть в известии, относящемся ко времени восстания Болотникова: в 1607 году расположенным в Козельском и принадлежавшим Иосифо-Волоколамскому монастырю селом Вейна «завладели» казаки. Конечно, казаки могли получить несколько поместных «жребиев» в монастырском селе, но скорее всего указание на коллективное владение казаками одним населенным пунктом свидетельствует именно о «приставстве». «Приставство» обычно означало для населения особо жестокую форму эксплуатации, хотя иногда между ратными людьми и местным населением устанавливались и дружеские отношения. Так, попавшего в 1618 году к полякам в плен боровского крестьянина О. Петрова «отпустил... от литовских людей знакомой литвин Долинской... потому что тот литвин в московское разоренье был у них на приставстве». Некоторые монастыри во время восстания Болотникова и позднее выплачивали казакам определенные суммы денег в обмен на гарантии неприкосновенности своих владении.

В августе 1606 г. под Кромами состоялось первое сражение войска И.И. Болотникова с царскими отрядами во главе с Трубецким и Лыковым, закончившееся его полной победой. Успех обеспечил боевой опыт Ивана Исаевича, приобретенный им во время войн австрийского императора с Турцией, и отвага казаков. Другой болотниковец -Истома Пашков, также одержал победу над царским воеводой Воротынским под Ельцом. Перешедший на их сторону рязанский дворянин Прокопий Ляпунов взял Коломну, и путь на Москву был открыт. В армию Болотникова стали вливаться отряды из Брянска, Карачева, Вязьмы, Можайска, Тулы. Вскоре общее число городов, поддерживающих «царя Дмитрия», от имени которого вел войну Болотников, достигло 70. Несколько раз царь Василий Шуйский посылал войска против болотниковцев, но и под Серпуховом, и под Троицким, и на Пахре они терпели поражения и несли большие потери.

-2

Пушка с деревянным стволом на вооружении армии Болотникова.

В октябре армия Ивана Исаевича подошла к Москве, она насчитывала несколько десятков тысяч человек, но была очень разношерстной по составу. Несколько крупных отрядов земцев (дворянского ополчения) возглавляли И. Пашков, П. Ляпунов, Г. Сумбулов, городовые воеводы. Казаки были, в основном, под началом самого Болотникова.


Ставка Болотникова в селе Коломенское под Москвой.
Ставка Болотникова в селе Коломенское под Москвой.

Осада столицы длилась 5 недель - с конца октября по начало декабря 1606 года, взять хорошо укрепленный город было очень трудно. Иван Болотников пробовал склонить на свою сторону москвичей и слал им "прелестные грамоты" от имени законного "царя Дмитрия". Но самого царя Дмитрия нигде не было, хотя по логике вещей ему бы следовало возглавлять осаду столицы. Многие не только среди москвичей, но и в стане Болотникова стали сомневаться в его существовании. Борьба с царем Василием Шуйским становилась в таком случае бессмысленной. В конце ноября 1606 года это хорошо поняли И. Пашков, П. Ляпунов и Г. Сумбулов. Им было не по пути с казачьей вольницей, поэтому они покинули повстанца Ивана Болотникова и перешли на сторону правительственных войск. Это ослабило осаждавших. Часть отрядов во главе с самим Иваном Исаевичем отошла к Калуге, которая сохраняла верность "царю Дмитрию", часть - к Туле, где во главе казаков стоял самозваный "царевич Петруша", якобы сын царевича Ивана Ивановича.

В декабре 1606 года Василий Шуйский послал под Калугу войско во главе со своим братом Дмитрием Ивановичем. Но тот не только не взял город, но и потерпел жестокое поражение. По рассказам очевидцев, 14 тысяч воинов Шуйского полегли у стен Калуги. Через несколько дней другой брат царя Шуйского - Иван Иванович предпринял новую попытку взять город Калугу. Для этого он использовал деревянное сооружение на колесах - "примет", с помощью которого можно было забраться на крепостные стены. Но Болотников вовремя заметил опасность и взорвал "примет". Одновременно была устроена вылазка, нанесшая удар по царским войскам.

Всю зиму просидели болотниковцы в Калуге. К весне 1607 года положение их ухудшилось, в городе начался голод, поскольку царские отряды препятствовали подвозу продовольствия. Это заставило Болотникова отойти к Туле, где стояли войска царя "Петруши" и его "советников" князей А.А. Телятевского и г. П. Шаховского. В отсутствие "царя Дмитрия" (Лжедмитрия I) они стали поддерживать нового претендента на престол, хотя тот назвался именем никогда не существовавшего царевича.

Надеясь на удачу, Иван Болотников вновь пытается пробиться к Москве. В начале июня 1607 года на реке Восме происходит ожесточенная битва с царскими войсками. Болотниковцы терпят поражение. Последний удар им наносит М. Скопин-Шуйский на реке Воронке. В итоге остаток войска отходит к Туле и запирается в ней. Болотников еще надеялся, что "царь Дмитрий" наконец-то объявится и придет на помощь. Одного за другим он шлет гонцов в Самбор, в Путивль, пока не узнает, что его государь, ради которого он вел войну с Шуйским, находится в Стародубе. Это уже Лжедмитрий II. Но самозванец ничем не мог помочь осажденным. Его авантюра только разворачивалась.

-4

Иван Болотников и царь Василий Шуйский

Осада Тулы правительственными войсками царя Шуйского длилась с мая по октябрь 1607 года. Первое время Болотников предпринимал смелые вылазки, отбивая обозы с продовольствием и боеприпасами. Но кольцо блокады сжималось сильней, а силы осажденных таяли. Начался голод. Дело кончилось тем, что по совету боярского сына Ивана Кравкова царю Шуйскому город был затоплен (на реке Упе, протекавшей через город, была сделана плотина). Сражаться в воде было уже невозможно, и Болотников пошел на переговоры с царем Василием Шуйским. В случае добровольной сдачи царь обещал никого не наказывать из казаков.

10 октября 1607 года ворота Тулы были открыты, из них выехал И.И. Болотников с "царевичем Петрушей" и другими военачальниками. Несмотря на клятву царя В. Шуйского, их тут же арестовали и отправили в Москву. Там по решению боярского суда, Болотникова отправили в каргопольскую тюрьму, где через полгода ослепили и утопили, поскольку к Москве двигалось войско Лжедмитрия II. Царя "Петрушу" казнили.

Памятуя о судьбе династии Годуновых, царь Василий Шуйский, по-видимому, не вернулся к репрессиям против казачества первых лет XVII в. и в дальнейшем не ставил ему в вину поддержку Лжедмитрия I.

Вскоре после майского царского переворота 1606 года на Дон приводить казаков к кресту и «являти» им жалованье был послан зубцовский дворянин В. С. Толстой, а 13 июля 1606 г. 1000 руб. денег, 1000 фунтов пороха и 1000 фунтов свинца повез на Дон суздалец С. Я. Молвянинов. Такая государственная политика имела успех и удержала на Дону значительную часть казаков от поддержки восстания И.И. Болотникова.

Хотя некоторые казаки, участники восстания Ивана Болотникова, оказались в тюрьмах, правительство царя Шуйского стремилось не столько устрашить казаков репрессиями, сколько привлечь их на свою сторону и использовать в дальнейшей борьбе с повстанцами. В то же время новый царь должен был считаться и с требованиями дворян о возвращении им беглых крестьян и холопов. В этом отношении особенно показателен эпизод с многотысячным отрядом казаков, который сдался воеводам Шуйского в деревне Заборье в конце 1606 г. По данным одной из разрядных книг, «заборских» казаков «разбирали и переписывали» пятеро московских дворян. «Разборы» в XVI--XVII вв. предполагали проверку служебной годности дворян и «приборных» людей, а применительно к казакам - нередко исключение части их, и прежде всего недавних холопов и крестьян, из казачьих станиц. Таким образом, представляется вероятным, что многие болотниковцы, попавшие в плен под Москвой, возвращались прежним владельцам. К этому же времени относятся первые сведения о выплате казакам правительством Шуйского месячного содержания («корма»): «Латухинская степенная книга» сообщает, что царь указал «заборским» казакам «корм давати и на службу их посылати под городы с воеводами». Царь Василий Шуйский награждал отдельных представителей казачества, оказавших ему важные услуги, поместными и денежными окладами. Так, атаману «вольных» казаков Ивану Гремыкину, перешедшему в Можайске в начале 1607 г. на сторону царя Василия Шуйского вместе со своим отрядом, был назначен поместный оклад 150 четвертей и денежный - 6 рублей.

В сочинении голландского писателя Элиаса Геркмана о «Смуте», опубликованном в Амстердаме в 1625 г., имеются данные о «договоре», заключенном царем Василием Шуйским с повстанцами перед сдачей Тулы 10 октября 1607 г.: болотниковцам будто бы гарантировалось «право в полном вооружении свободно выступить и отправиться туда, куда они пожелают идти», или «поступить на службу к его царскому величеству». Согласно Пискаревскому летописцу, «тульских сидельцев», в том числе донских и волжских казаков, царь Василий «отпустил за крестным целованьем по городом»; позднее эти казаки присоединились к Лжедмитрию II.

Какие-либо данные о «разборе» казаков после взятия Тулы в источниках отсутствуют, и можно предположить, что обещание невыдачи беглых бывшим владельцам было той важнейшей уступкой повстанцам (исключавшимся, таким образом, из сферы действия Уложения 9 марта 1607 г.), которая позволила царским войскам войти в город. Содержалась она скорее всего в царской грамоте защитникам Тулы, которая рассматривалась казачьим кругом или мирской сходкой. В противном случае захват Тулы не мог бы произойти мирно. Нам представляется, что прав В. М. Панеях, связывая с восстанием И.И. Болотникова приговор Боярской думы от 25 февраля 1608 г. о холопах, которые «были в воровстве и государю добили челом, и даны были им отпускные, а после тово опять збежали в воровство», а затем вновь «добили челом», - все они сохраняли волю. Можно не сомневаться, что подавляющее большинство холопов, о которых говорится в приговоре, находилось в повстанческом лагере в казачьих станицах и, следовательно, приговор санкционировал их службу в казаках, в том числе и на стороне Василия Шуйского.
Какие-либо данные о «разборе» казаков после взятия Тулы в источниках отсутствуют, и можно предположить, что обещание невыдачи беглых бывшим владельцам было той важнейшей уступкой повстанцам (исключавшимся, таким образом, из сферы действия Уложения 9 марта 1607 г.), которая позволила царским войскам войти в город. Содержалась она скорее всего в царской грамоте защитникам Тулы, которая рассматривалась казачьим кругом или мирской сходкой. В противном случае захват Тулы не мог бы произойти мирно. Нам представляется, что прав В. М. Панеях, связывая с восстанием И.И. Болотникова приговор Боярской думы от 25 февраля 1608 г. о холопах, которые «были в воровстве и государю добили челом, и даны были им отпускные, а после тово опять збежали в воровство», а затем вновь «добили челом», - все они сохраняли волю. Можно не сомневаться, что подавляющее большинство холопов, о которых говорится в приговоре, находилось в повстанческом лагере в казачьих станицах и, следовательно, приговор санкционировал их службу в казаках, в том числе и на стороне Василия Шуйского.

События, связанные с крестьянским повстанческим движением Ивана Болотникова, стали хорошим уроком для власти. По итогам восстания крестьянам удалось на время отсрочить введение крепостного права и истребовать некоторые свободы.

Поражение повстанцев Ивана Болотникова было продиктовано следующими причинами:

- недооценка возможностей царской армии;

- стихийный характер выступления;

- неоднородный социальный состав восставших, что приводило к разногласиям и расколу;

- отсутствие общей стратегии и четкой программы преобразований – восставшие мечтали разрушить старые порядки, но не знали, как построить новые;

- ошибки И.И. Болотникова, нередко действовавшего стремительно и не дававшего своему повстанческому войску передохнуть.

Спустя 60 лет в стране вспыхнет новая крестьянская война под предводительством Степана Разина, ставшая ответом на законодательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 года, но это уже будет другая история.

Вербенко Ю.В.,

сибирский казак, член Объединения Журналистов Казачества,

ученый секретарь секции ВПВ ВНО им. Фрунзе МО РФ.