В эру кайнозоя на просторах Сибири и Дальнего Востока климат был исключительно мягкий и благоприятный, а Северный Ледовитый Океан у своего побережья – отнюдь не ледовитым. На его берегах росли деревья, а на территории современной Якутии – вообще субтропические леса.
Евразия и Северная Америка тогда не были разделены Беринговым проливом, а соединялись «перемычкой». Север Берингова моря и сейчас очень мелководный: там раньше была суша.
В связи с этим, учёные предположили: если перегородить Берингов пролив, то доступ холодным течениям из Тихого океана в Северный Ледовитый закроется. А тёплые водные массы Гольфстрима, прибывающие из Атлантики, будут циркулировать в Арктике. Это вызовет существенное потепление и вновь сделает сибирский и дальневосточный климат мягким.
От мечты – к конкретному проекту
Ещё в 1910 году премьер-министр Пётр Столыпин получил письмо от Н.Ф. Лабардина, в котором, на основании изучения карт океанических течений, доказывалось следующее. Если перекрыть Берингов пролив перешейком, то и Россия, и США (на Аляске) получат значительные выгоды – не замерзающие круглый год заливы и бухты; возможность заниматься земледелием и т.д.
В 1950-х годах был разработан проект строительства дамбы через Берингов пролив. Его автором стал советский учёный и инженер Пётр Михайлович Борисов. Данный проект был вдохновлён новыми возможностями, которые предоставляла молодая атомная энергетика. По расчётам Борисова, при том уровне технологического развития дамбу можно было выстроить за 8-10 лет – совместными усилиями СССР, США и Канады. Выиграли бы от реализации этого плана все.
Сущность проекта Петра Борисова
Общая длина дамбы, которая бы соединила Евразию с Америкой, – 89 км. При подготовке дна для укладки бетонных блоков – основания этой плотины – планировалось пробурить в нужных местах скважины и заложить в них дозированные термоядерные заряды, а затем произвести цепочку взрывов. Материалы для сооружения самой дамбы – твёрдые каменные породы – можно было брать прямо на месте строительства. Этого добра достаточно как на советском, так и на американском берегу.
Чтобы плотина была устойчивой под напором водных масс, в её теле предполагалось выполнить специальные отверстия и установить мощные перекачивающие насосы. Для обеспечения их бесперебойной работы необходимо громадное количество энергии (порядка 25-ти миллионов киловатт). Поэтому с каждой стороны дамбы нужно было построить АЭС. Как на советском, так и на американском берегу вырос бы город-спутник, жители которого занимались бы обслуживанием плотины и атомных станций.
Чтобы обезопасить дамбу от крупных льдов, был предусмотрен специальный уклон (со стороны Северного Ледовитого океана), по которому ледяные торосы могли бы просто «переползать» через плотину. А впоследствии, по мере потепления климата, по дамбе можно было проложить железную дорогу и пустить поезда. Шлюзы для прохода кораблей также планировались.
Почему проект не осуществили (и даже не пытались это сделать)?
Безусловно, проект Борисова очень смелый и масштабный. Но вполне реальный. Стоимость его осуществления, разумеется, была бы огромной. «Потянуть» такое грандиозное строительство, требующее колоссального вложения средств, можно было только совместными усилиями СССР, США и Канады.
Однако в разгаре была «холодная война». Отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами нельзя было назвать доверительными. Великие державы вкладывали огромные средства в «гонку вооружений» и соперничество в покорении космоса. Ни о каких совместных грандиозных проектах в тех политических реалиях не могло быть и речи.
К тому же – не факт, что реализация проекта действительно позволила бы сажать апельсиновые рощи в Якутии и на Аляске. Экологические последствия перегораживания Берингова пролива были мало предсказуемыми.
Не исключено, что в Сибири и на Дальнем Востоке действительно бы потеплело. А вот на тихоокеанском побережье США, в Японии и Полинезии – наоборот, настал бы суровый климат. Да и Европу Гольфстрим, возможно, уже не так бы согревал – и жителям западноевропейских стран пришлось бы познакомиться с «сибирскими морозами».
По другой гипотезе, таяние вечной мерзлоты и паковых льдов в северных просторах СССР и Канады привело бы к образованию обширных заболоченных территорий; к попаданию в атмосферу колоссальных объёмов углекислоты и метана. Как следствие – парниковый эффект, таяние арктических и антарктических льдов, подъём уровня Мирового океана и изменение очертаний материков, с затоплением огромных прибрежных территорий.
Сейчас человечество очень осмотрительно относится к любому вмешательству в природное равновесие, поэтому проект Борисова имеет ценность только как своеобразный памятник науки.
Из Чукотки на Аляску на поезде. Реально?
В 2014 году в СМИ прошла информация, Владимир Якунин, который в то время руководил РЖД, рассматривал с американскими инженерами примерный проект и бизнес-план постройки железнодорожного тоннеля под Беринговым проливом. Но на уровне правительств эта инициатива не обсуждалась. Якунин отметил, что всё определяется рентабельностью проекта и ресурсами, которые он потребует. Возможно, эта идея в будущем и будет осуществлена.
Читайте: Как в СССР пытались реки повернуть