Найти тему
Мозговедение

«Помешанные на чистоте»: взгляд врача

Посмотрела британское шоу «Помешанные на чистоте», где чистюли приходят к грязнулям и наводят порядок, много думала.

С чистюлями все понятно. У них обсессивно-компульсивное расстройство, высокий уровень тревоги и мизерофобия (патологическая боязнь грязи и микробов). Эти люди одеты опрятно, как Барби и ее друзья в кукольном домике, и всегда одиноки. Они тратят не менее часа (обычно больше) в день на мытье того, что и без того чисто, и расходуют литры чистящих средств.

А вот с грязнулями интереснее. На мой взгляд, они делятся на вполне четкие группы:

  • Люди пожилого возраста с деменцией на пороге. Они одиноки либо их родне плевать на них. Они не видят беспорядка, но это не главная проблема. Они плаксивы, сентиментальны, забывчивы, не могут самостоятельно принимать решения и я уверена, что они начинают накапливать коробки от пиццы и прочий хлам в ту же секунду, как дверь за клинером закрывается. На следующий день они скорей всего не помнят, что к ним приходила съемочная группа.
  • Люди в депрессии. Им ничего не хочется, ничто их не радует, они ни в чем не видят смысла. Поначалу они думают, что уборка их захламленного дома другим человеком станет волшебным пинком из черной ямы апатии и безысходности. Но быстро понимают, что ничего хорошего не происходит: их заставляют помогать, сортировать вещи, мыть плиту, остатки картошки на которой окаменели где-то в Мезозое, и принимать решения. Они раздражаются, злятся, ворчат, плачут, пока наконец не понимают, что правила игры позволяют им игнорить происходящее. В конце формально благодарят клинера и с облегчением закрывают за ним дверь, чтобы обессиленно упасть на диван и что-то жевать, продолжая бороться со ставшим уже привычным желанием просто умереть и не мучиться.
  • У большинства «грязнуль» очень высокий индекс массы тела. Не потому, что они ленивые свиньи, не могут заставить себя выкинуть хлам и перестать объедаться печеньем. У них расстройство пищевого поведения. Очень уж характерная манера избегания у них: при любой попытке поговорить о том, как они дошли до жизни такой, немедленно сливаются под любым благовидным предлогом, ибо им очень больно.
  • Люди с посттравматическим стрессовым расстройством. Все они рассказывают в перерывах между раскопками в кухонных шкафах и мытьем засохших луж кошачьей мочи по углам страшные, дикие истории. Напали с ножом. Изнасиловали. Избили. И с тех пор что-то сломалось внутри человека: он начал коллекционировать хлам из магазина распродаж, не может выкинуть пакет риса, которому десять лет, и не решается отнести на благотворительность мешок ненужной одежды. Вещи дают такому человеку надежду на стабильность. На то, что пока в его квартире растет монстр из хлама, он станет оберегом от зла, и несчастье обойдет стороной.

Я смотрю шоу, читаю книги и блоги про наведение чистоты с огромным удовольствием. Я ближе к полюсу ненормальных чистюль, впрочем, понимаю это только когда не работаю хотя бы пару дней — в остальное время мне некогда, совсем некогда два часа мыть и без того чистую плиту. Когда время есть, с удовольствием намываю плинтуса и дезинфицирую с хлоркой все углы.

Но это шоу отчего-то оставило тягостное впечатление. Людям помогают сделать чистыми их дома, но никто не советует им вынести вон пару мешков с пугающим содержимым из своей раненой души, и оттого рана болит и никак не заживает. И не заживет, какой бы чистой ни была их гостиная. 

Сколько же людей нуждаются в помощи психотерапевта, а порой и психиатра, и даже не подозревают об этом, обвиняя себя в лени и безразличии к домашнему хозяйству. И порой эти ребята с обсессивно-компульсивным расстройством, сами страдающие от внутренних демонов, оказываются первыми, кто говорит хозяевам захламленных домов: «я вами горжусь», «я рад, что теперь вы сможете есть за обеденным столом, а не на полу», «вы проделали большой путь», «давайте обнимемся». 

Что-то очень драматическое мне видится в подобных тандемах чистюль и грязнуль — людей таких вроде бы разных, но в то же время очень похожих одиночеством и какой-то непонятостью.