Итак, вы уже разместили вакансии и собрали отклики от кандидатов. Теперь самое время провести встречу в живую или удаленно. Цель этапа собеседования - узнать кто из подходящих претендентов способен решать задачи контент-отдела наилучшим образом.
Для простоты я опустил "бытовые" вопросы (Чем нравится работа копирайтером? Какие книги по копирайтингу читали? / В каких сферах работали в прошлом?). На практике они дают слишком мало ощутимой пользы.
В первую очередь нас интересует практический опыт кандидата. Лучший способ узнать детали - подробно раскрыть опыт прошлых работ. Самая подходящая для этого тактика - задавать поведенческие вопросы. Почему? Потому что именно они способны раскрыть ответы на три критически важных аспекта. Часто вместо них руководители и рекрутеры делают акцент на ситуационные вопросы. Если вы сами никогда не работали и не управляли копирайтерами хотя бы лет пять - не задавайте ситуационные вопросы. Вы едва ли сможете грамотно их сформулировать и правильно интерпретировать ответы. Стандартный ряд поведенческих вопросов, наоборот, позволит избежать непродуктивного общения и ошибок.
Информация которую важно получить от претендентов
Перед тем, как дать вам список вопросов, я хотел бы подчеркнуть, какую информацию на самом деле важно получить от будущего сотрудника. То есть в разговоре мы задаем ситуативные вопросы, а сами тем временем отвечаем себе на эти три тотальных вопроса. На какую бы должность мы не выбирали претендента, всего три вопроса интересуют нас в первую очередь:
- Насколько творчески мыслит копирайтер? Я имею в виду не креатив в чистом виде и способность придумывать вымышленные миры, а способность находить решения для общения с клиентами, решения выгодные для бизнеса.
- Насколько хорошо копирайтер управляет проектами и взаимодействует с людьми? Как бы красиво не писал тексты и сценарии кандидат, для отличных результатов ему понадобится понимать других членов команды и часто объяснять им важную информацию.
- Какова успеваемость и эффективность действий копирайтера в работе? Мы хотим узнать насколько эффективно тактическое и стратегическое мышление копирайтера. То есть как хорошо он способен работать с учетом множества целей, задач, правил и поправок, а также как он обеспечиваете себе высокую продуктивность.
Получив четкие ответы на каждый из вопросов вы составите реальную картину кандидата. Именно она и позволит сравнить нескольких претендентов между собой грамотно.
Список поведенческих вопросов для различных должностей в копирайтинге
Ну а теперь я покажу вам тот самый список вопросов, который лично я использую в своей работе. Причем список отличается в зависимости от должности, на которую выбирается копирайтер. Список включает только те вопросы, что касаются непосредственно процесса работы. Вы можете придумать и добавить свои собственные вопросы, а к каждому из заданных добавить еще несколько уточняющих прямо в ходе собеседования. Помните, наша задача - получать ответы на тройку тотальных вопросов.
Так или иначе, если вы еще никогда не проводили собеседования - просто придерживайтесь плана вопросов ниже. Ответы на них дадут достаточно полезной информации.
Рядовой Копирайтер - список вопросов для собеседования
1 Расскажите, какие тексты вы писали и какие техники применяете в работе.
1.1 Расскажите о текстах, которые вы создавали для привлечения новых клиентов или холодной аудитории.
1.2 Расскажите о текстах, которые вы создавали для общения с постоянными покупателями или подписчиками.
1.3 Вы создали этот текст самостоятельно, в группе или в качестве лидера команды копирайтеров?
2 Расскажите о самом результативном проекте контент-маркетинга, над которым вы работали.
2.1 Вопрос: какая цель была достигнута в рамках этого проекта?
2.2 Сколько членов команды было вовлечено в этот проект, и каковы были их роли?
2.3 Расскажите, с какими трудностями столкнулись в работе и как их преодолели?
3 Расскажите о тексте или единице контента, в работе над которым вам пришлось проявить максимум творчества и изобретательности.
3.1 Какие результаты показал этот контент?
3.2 Какая цель бизнеса была достигнута при помощи этого контента?
3.3 как вы измеряли эффективность этого контента?
4 Расскажите о контенте, который вы создавали и который получил высокие позиции и большой трафик от поисковых систем, таких как Google или Яндекс.
4.1 Вопрос: какую тактику оптимизации контента вы применяли для поисковых систем?
4.2 Вы лично оптимизировали этот контент или привлекли члена команды, знакомого с поисковой оптимизацией?
5 Расскажите мне о контенте, который получил высокое вовлечение в социальных сетях, таких как Вконтакте, Facebook, Одноклассники или др.
5.1 Какую тактику вы использовали для оптимизации этого контента в социальных сетях?
5.2 Вы сами оптимизировали этот контент или привлекали члена команды, знакомого с SMM?
Старший Копирайтер - список вопросов для собеседования
1 Расскажите мне о самом творческом/креативном проекте, над которым вы работали.
1.1 Какие результаты показал этот контент?
1.2 Какая цель была достигнута в этой части контента?
1.3 Как вы измерили эффективность этой части контента?
2 Расскажите мне о самом результативном проекте по созданию контента, которым вы управляли.
2.1 Какая цель была достигнута в рамках этого проекта?
2.2 Сколько членов команды было вовлечено в этот проект, и каковы были их роли?
2.3 Опишите препятствия, с которым столкнулись вы и члены команды в этом проекте, и как вы его преодолели?
2.4 Расскажите, как был организован проект - как соблюдались сроки и отслеживалось достижение целей?
3 Расскажите о видео, в создании которого вы участвовали.
3.1 Какой трафик удалось получить с его помощью и каких результатов добились для бизнеса?
3.2 Какие методы вы использовали для поисковой оптимизации видео и на каких ресурсах публиковали?
3.3 Вы сами создавали видео или использовали других членов команды?
4 Расскажите о случаях, когда вы использовали данные и аналитику для изменения тактики своей работы или команды копирайтеров.
4.1 Какие результаты для бизнеса принесли изменения в работе?
5 Расскажите о проектах, которыми вы управляли и получили высокие позиции и большой трафик из поисковых систем Google или Яндекс.
5.1 Какую тактику оптимизации контента вы применяли для поисковых систем?
5.2 Вы сами оптимизировали этот контент или привлекли члена команды, знакомого с поисковой оптимизацией?
6 Расскажите о проектах, которыми вы управляли и получили вовлечение в социальных сетях Вконтакте, Facebook, Одноклассники или др.
6.1 Какую тактику вы использовали для оптимизации этого контента в социальных сетях?
6.2 Вы сами оптимизировали этот контент или привлекали члена команды, знакомого с SMM?
7 Расскажите, какие тексты или сценарии вы писали и какие техники работы использовали.
7.1 Расскажите о копирайт-проектах, которые вы создавали для привлечения новых клиентов.
7.2 Расскажите о копирайт-проектах, которые вы создавали для общения с постоянными покупателями.
7.3 Какие роли вы брали на себя, работая в команде с копирайтерами?
Управляющий Редактор - список вопросов для собеседования
1 Расскажите о самом творческом/креативном проекте, над которым вы работали.
1.1 Каков был размер команды и какими специалистами вы управляли?
1.2 Какие результаты показал этот контент?
1.3 Какая цель была достигнута в этой части контента?
1.4 Как вы измерили эффективность этой части контента?
2 Расскажите о самом результативном (в финансовом плане) проекте по созданию контента, которым вы управляли.
2.1 Какая цель была достигнута в рамках этого проекта?
2.2 Сколько членов команды было вовлечено в этот проект, и каковы были их роли?
2.3 Опишите препятствия, с которым столкнулись вы и члены команды в этом проекте, и как удалось их преодолеть?
2.4 Расскажите, как был организован проект - как соблюдались сроки и отслеживалось достижение целей?
3 Расскажите о рекламной кампании для привлечения новых покупателей, созданием контента для которой вы управляли.
3.1 Перечислите, какие цели бизнеса были достигнуты после запуска кампании?
3.2 Расскажите, как был организован проект: как соблюдались сроки и отслеживалось достижение целей?
3.3 Опишите препятствия, с которым столкнулись вы и члены команды в этом проекте, и как удалось их преодолеть?
4 Расскажите о рекламной кампании, направленной на монетизацию постоянных покупателей, которой вы управляли.
4.1 Перечислите, какие цели бизнеса были достигнуты после запуска кампании?
4.2 Расскажите, как был организован проект - как соблюдались сроки и отслеживалось достижение целей?
4.3 Опишите препятствия, с которым столкнулись вы и члены команды в этом проекте, и как удалось их преодолеть?
5 Расскажите о кампаниях, в которых использовали копирайтинг прямого отклика.
5.1 Расскажите, как был организована кампания - как соблюдались сроки и отслеживалось достижение целей?
5.2 Какая цель была достигнута в рамках этой кампании?
5.3 Опишите препятствия, с которым столкнулись вы и члены команды в этом проекте, и как удалось их преодолеть?
6 Расскажите о кампаниях, целью которых было формирование имиджа бренда для целевой аудитории.
6.1 Расскажите, как был организована кампания - как соблюдались сроки и отслеживалось достижение целей?
6.2 Какая цель была достигнута в рамках этой кампании?
6.3 Опишите препятствия, с которым столкнулись вы и члены команды в этом проекте, и как удалось их преодолеть?
Несколько советов по проведению интервью
- После собеседования сопоставьте образ предыдущей компании и сказанное им на собеседовании
Интернет-маркетинг пусть и сложен, но он хорош тем, что контент в сети доступен любому. Значит вы можете взглянуть на успехи прошлого нанимателя копирайтера. Во-первых, вы получите реальные доказательства результативности копирайтера. Во-вторых можете понять, чего стоит добиться такого результата, если учтете то, о чем говорил претендент.
- Записывайте разговор на диктофон или при помощи программ
Если вы сами не сильны в интернет маркетинге, то по ходу разговора у вас может возникнуть непонимание. Чтобы не превращать собеседование в хаос, просто продолжайте задавать вопросы. Все непонятное останется в записи на диктофоне или ПК (если вы вели беседу удаленно).
Просто договоритесь с кандидатом о дополнительном разговоре позже. После разговора вы можете спокойно выяснить все "непонятки", а уже после этого продолжить диалог - уточнить важные детали, задать дополнительные вопросы.
- Не ориентируйтесь по цифрам из кейсов
Любимый подход наших работодателей - оценивать кандидатов по величине сумм, которые удалось заработать их нанимателям. И я скажу вам почему это плохой подход.
Это то же самое, что выбирать работника в цех по финансовым результатам холдинга, к которому принадлежит завод. Учитываете ли вы события в нише? Уверены ли вы, что результат достигнут только за счет работы копирайтера? Может ли быть такое, что наниматель разбирался в маркетинге лучше самого сотрудника и просто диктовал последнему что нужно делать (я знаю и такие случаи). Возможно ли, что этот кейс лишь 1 из 10 работ (и в 9 других случаях результаты были провальными). В конце концов, уверены ли вы что цифры реальны?
Могу сказать, что наниматели, которые используют такой подход чаще ошибаются, чем принимают правильные решения. Часто действительно хорошие специалисты берутся на сложные задачи: удержать обороты после атаки ниши Амазоном или каким-нибудь крупным ресурсом, продвинуть инновационный продукт для не самой богатой целевой аудитории и др... Эти задачи выполнить намного сложнее чем "поднять продажи товара", на который резко возрастает спрос. Зато часто бывает так, что предпринимателю просто не хватает рук - есть хайповый товар, он нанимает каких-нибудь минимально способных копирайтеров по минимальной цене и этого достаточно. Кейс в этом случае - результат предпринимателя, а не маркетолога.