Здравствуйте,друзья,с Новым годом. В Дзене мне очень нравится связь с читателями посредством комментариев. Я очень ценю вашу критику, особено дороги ваши советы.
В наше время вызывает особенный интерес дохристианская история Руси, я писал статью об этом с точки зрения Соловьёва С. М.— знаменитого российского историка, автора самого подробного сочинения по истории России. Не все читатели, кстати, согласились с мнением историка XlX века. Эта тема не исчерпана.
Мне самому интересна история дохристианской Руси. Нет, не новомодные трактовки неоязыческих сект, а именно история. Каким образом мы узнаём о тех временах? Из дошедших до нас письменных свидетельствах прошлого, народных обычаев, археологических раскопок. Сегодня хотелось бы вспомнить, что сообщили русские летописи о языческих божествах дохристианской Руси.
В Лаврентьевской летописи имена богов читаем в трёх договорах русских с греками. По договору 907 года русские клялись " оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом". Клятву Перуном дважды встречаем в договоре 945 года. В договоре 971 года русские снова клянутся Перуном и Волосом.
В 980 году князь Владимир поставил в Киеве на холме идолы Перуна, Хорса(Хръса), Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. В Густинской летописи, в статье " Об идолах русских" перечислены такие русские божества: Перун, Волос, Позвизд или Похвист, Ладо, Купала, Коляда, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь. В Синопсисе и статье " Об идолех Владимировых" упоминаются те же божества, и кроме того Лель и Полель — дети Лады. Но Густинская летопись относится к XVll веку, и поэтому не может быть выразителем верований древней Руси.
В 988 году Владимир приказал низвергнуть кумиров: одних изрубили, других сожгли. Перун был предан поруганию и брошен в Почайну или Днепр. Та же участь постигла идолов в Новгороде в 991 году. Епископ Иаким низвергнул Перуна и приказал бросить его в Волхов. Когда Перуна тащили и издевались над ним, в него вошел бес и начал кричать: "О горе, ох, мне, достахся немилостивым сим рукам!" Проплывая под мостом, Перун бросил будто бы свою палицу и сказал: " на сём мя поминают Новгородския дети", вот почему там часто случаются драки, замечает летописец. Волной прибило Перуна к берегу, но пидблянин (старинное прозвище жителя Пидебской (Питебской) округи, одной из ближайших к древнему Новгороду, расположенной по берегам речки Пидьбы (Питьбы), впадающей в Волхов слева, на южной окраине нынешнего пос. Волховский), рано утром везущий горшки на базар, оттолкнул его шестом, и сказал: "Ты, Перунище, досыти еси ел и пил, а ныне плыви прочь".
"Бесы Перуна и Хроса и ины многи попра (Владимир) и сокруши идолы"— писал Иаков Мних в "Похвале равноапостольному князю Владимиру". В компилятивном "Житии блаженнаго Володимера" упомянуты Волос и Перун. В "Слове святого Григория на просвещение", в заголовке "Како первое погани сущи языци служили идолом",переводчиком вставлены имена славянских богов: "тем же богом требу кладоуть и творять, и словеньскый язык вилам и мокошьи диве. Пероуноу хърсоу родоу и рожаници, оупиремь и берегиням и переплутоу и вертячеся пьют емоу в розех и огневи сварожицю молятся и навьм мавь творять". Ниже переводчик утверждает, что греки, египтяне и римляне ставили трапезу роду и роженицам, а от них переняли славяне: "се же словене начали трапезоу ставити родоу и рожаницям, переже Пероуна бога их, а прежде того клали требы оупирем и берегиням, по святом крещении Пероуна отринуша, а по Христа господа Бога яшася. Но и ныня по оукраинам их молятся проклятомоу богоу их Перуноу, Хърсоу, и Мокоши, и Вилам".
В "Слове Христолюбца", в "Златой Цепи" XlV века делается упрёк двоеверным христианам, что они веруют "в Перуна и в Хорса и в Мокошь и в Сима и в Ригла в вилы ихже числом— сестрениц... и огневися молят, зовуще его сварожицем", "Молять под овином, огневи и Вилам, Роду и Рожаницам"
В "Хождении Богородицы по мукам" переводчик внёс, по его мнению, славянских богов: Трояна, Хорса, Велеса, Перуна. В "Слове о полку Игореве", проникнутом языческим мировоззрением, упоминаются русские божества. Певец Боян назван внуком Велеса, ветры — Стрибожьи внуки.
В Софийской рукописи # 1262 читаем: «И начаша жрети молнии, И грому и солнцю и луне. А друзии Перуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, оупирем и берегыням, ихже нарицають три девять сестриниць, а инии в Сварожица вероують и в Артемиду.»-"А друзии веруют в Страбога, Дажебога и Переплоута иже вертячеся ему пиють в розех"
На этом всё на сегодня. Жду ваших лайков, подписок и комментариев. Эту тему мы с вами ещё продолжим, до встречи, удачи вам!