Разработка под кодовым названием «Искра» уникальна уже тем, что это – первый в мире подствольный гранатомет, опередивший появление не только американского M203, но и его прототип XM148 – пусть и ненамного.
История «Искры» началась в 1963 году, когда Виктор Васильевич Ребриков под руководством К.В. Демидова подготовил дипломный проект шомпольной гранаты, предназначенной для использования с автоматом АКМ. Выстреливать гранату предполагалось из мортирки, но, дабы не ставить ее на место дульного тормоза-компенсатора, что вызвало бы затраты времени на подготовку автомата к стрельбе гранатой и наоборот, было принято решение разместить мортирку под стволом, на креплениях штатного штык-ножа. Для запуска гранаты изначально планировалось отводить часть пороховых газов при выстреле холостым патроном, но энергии газов оказалось недостаточно для придания гранаты достаточно большой начальной скорости. И вот тогда было принято эпохальное решение – оснастить мортирку собственным УСМ, в результате чего она превратилась в гранатомет.
В начале 1966 года гранатомет был продемонстрирован чинам из ГРАУ, с рецензией, что аналогов такого оружия за рубежом не существует (работы по XM148, начавшиеся 1964 году, в СССР были еще неизвестны). В итоге на развитие проектов, получивших шифр ОКГ-40 «Искра» (сам подствольный гранатомет), и ОКВ-40 (выстрел к нему), средства были выделены. 16 мая 1966 года в ЦКИБСОО начались работы по усовершенствованию подствольного гранатомета под внутренним обозначением ТКБ-048 под руководством В.В. Ребрикова, и осколочно-кумулятивного выстрела к нему ТКБ-047 под руководством К.В. Демидова.
В ходе работ изменилась технология изготовления ствола гранатомета – у варианта ТКБ-048М он выполнялся методом литья, В. Телеш разработал для гранатомета глушитель звука выстрела ТКБ-049 «Факел», была разработана «невозмущающая» подвеска к автоматам АКМ и АКМС, исключающая влияние гранатомета на бой самого автомата. Для ведения огня по навесной траектории для поражения целей на дистанции 60-80 метров в конструкцию подствольного гранатомета было введено крановое устройство для сброса пороховых газов и уменьшения начальной скорости гранаты до 55 м/сек.
На испытаниях граната ОКВ-40 (ТКБ-047) пробивала бронеплиту толщиной 50 мм при попадании под прямым углом, обеспечивая достаточное заброневое действие, но при угле уже в 45 градусов пробиваемость даже плиты толщиной в 30 мм происходило только в 33-57% случаев. Помимо штатной гранаты ОКВ-40 (ТКБ-047) гранатомет ОКГ-40 «Искра» мог использовать головную часть гранаты от РПГ-7. Немаловажным моментом было то, что дульные срезы автомата и гранатомета находились на одном уровне, что позволяло легко контролировать оружие при стрельбе из амбразур, а, так же, позволяло применять надкалиберные боеприпасы как для автомата, так и для гранатомета.
Но, в целом, испытания провалились. Гранаты не выдерживали заданной траектории – падали в грунт боком или задом наперед, что приводило к срабатыванию взрывателя не от ударного действия, а от самоликвидатора, снижая, таким образом, эффективность осколочного действия. «Сырой» гранатометный прицел оказался слишком сложным для прицеливания, отдача при стрельбе из подствольного гранатомета ОКГ-40 «Искра» оказалась столь высокой, что ведение огня с упором приклада в плечо была маловозможной, а, помимо этого, несмотря на введение усовершенствованной подвески гранатомета, его влияние на бой автомата оказалось слишком высоким.
В результате в начале 1971 года работы по ОКГ-40 «Искра» были прекращены, но вскоре возобновились уже в новой конструкции – ГП-25 «Костер».