Границей, которая делила жизнь каждого восемнадцатилетнего советского юноши на два периода, был призыв в армию. Первый- детство, школа, октябрята, пионеры, комсомольцы. Второй-служба в армии, начало взрослой жизни, становление мужчины.
Я не буду, много говорить о том, почему сейчас изменилось, не в лучшую сторону, отношение к службе в армии со стороны молодых людей. Сейчас другое государство, другой общественный строй, все кардинально поменялось после распада Советского Союза. У большинства населения страны сейчас совершенно другие взгляды на реалии нашей жизни.
А мы жили в другой стране, воспитывали и учили нас по- другому, поэтому через службу в армии проходила большая часть мужского населения страны. Пришел и мой срок выполнять почетную обязанность гражданина СССР. До призыва в армию закончил курсы шоферов, четыре месяца поработал на КРАЗе, в разрезе. Надеялся, что и армии буду служить по специальности. Повестка приказывала прибыть в горвоенкомат 10 мая. Несмотря на желание, быстрее начать новую армейскую жизнь, дом покидал с легкой грустинкой. Да это и не удивительно. До этого дом покидал два раза уезжая в пионерский лагерь и два раза был у отца в Нижневартовске. И тут такое расставание на два года. У порога квартиры взял на руки кота, а он как чувствуя, что я ухожу надолго, обнял меня лапами за шею. У меня чуть слезы из глаз не брызнули. Погладил кота, опустил его вниз и шагнул через порог квартиры навстречу своему армейскому будущему. Ну лирика лирикой, а к военкомату пришли вовремя . Призывников было человек двадцать, провожающих гораздо больше. Нам быстро вручили военные билеты и наступил момент прощания с родственниками. Мама, сестры, дядя, друзья пожелали мне хорошей службы и возвращения живым и здоровым домой. А было за что переживать нашим матерям. В 1968 году - Чехословакия, в 1969 году - Даманский и другие провокации на советско- китайской границе. Поводов молиться за жизнь и здоровье своих сыновей у наших матерей было предостаточно.
Погрузились в автобус и до свидания наш маленький шахтерский городок, родные, друзья. Через полтора часа прибыли на областной сборный пункт. Тут сразу проверка наших рюкзаков на наличие колюще- режущих предметов и алкоголь, ещё одна медкомиссия. А дальше построение и распределение по командам. Мы с земляком, с которым вместе учились на курсах шоферов и работали в одном АТП, попали в одну команду. Куда нас повезут ничего не говорили, правда намекнули про ракетные войска. Под вечер нас строем вывели за ворота сборного пункта и мы двинулись к месту санобработки. В те времена, призывники получали армейскую форму только по прибытии в часть. А до части нас через всю страну везли в гражданской одежде. Поэтому санобработка призывников и их одежды была обязательна. Надо сказать, что в то время сборный пункт был в самом центре Челябинска. На задворках Дома офицеров, рядом с оперным театром. Можно представить себе всю эту разношерстную толпу, которая с криками и воплями передвигалась через центр города на окраину.
Там мы сами прошли через санпропускник, а одежду нашу обработали паром. Обработали очень хорошо. Туфли мои стали на размер меньше. Еле натянул на ноги. После всех этих процедур, строем в сторону вокзала. К клубу железнодорожников прибыли уже затемно. После приказа, вся наша измотанная толпа разместились в зрительном зале. Сообщили, что эшелон поставят под погрузку только утром, поэтому ночевать мы будем прямо здесь. Заснули кто как, кто на сиденьях, кто на полу между рядами. Рюкзак под голову и вперед. Испытали на себе первые тяготы и лишения армейской службы. Но никто не ныл, не плакал. Наоборот, всё это принимали с иронией и улыбкой. Ночь прошла без происшествий. Утром нас построили на тротуаре перед клубом. Наша разноцветная толпа представляла из себя ещё то зрелище. Народ, торопливо, пробегая мимо нас по своим делам, с удивлением и интересом смотрел на толпу будущих защитников Родины. Мы тоже с легкой грустью смотрели на них, но как на гражданских людей. Как на представителей той жизни, которой мы будем лишены на два года.
И тут я вижу по дороге идет автобус из нашего города. Пассажиры автобуса все прилипли к окнам, чтобы хорошо увидеть нынешнее пополнение Советской армии. Я тоже внимательно смотрел на пассажиров автобуса, в надежде увидеть кого-нибудь из знакомых. И точно. У последнего окна стояла девчонка из нашего класса. Девчонка к которой я был неравнодушен в девятом классе. Она меня в нашей разноликой толпе не увидела, а мне эта встреча добавила грусти и тоски.
Началась последняя проверка документов перед посадкой в вагоны.
Называлась фамилия, призывник подбегал и называл военкомат призыва. Проверялись все документы, если всё было в норме он возвращался в строй. Назвали мою фамилию, подбежал, назвал военкомат призыва. Но не тут то было. Фамилия в документах не совпадает на одну букву и другой город призыва. Меня с этими документами и обратно на сборный пункт. Так я вернулся туда, откуда отбыл вчера вечером. Вернувшись на сборный пункт я попал в резерв призывников. Теперь нужно было ждать кого из «покупателей» заинтересуют наши персоны. Всего на сборном пункте набралось нас таких "орлят"человек двадцать. Некоторые парни жили здесь уже четверо суток. «Старики» быстро ввели меня в курс дела, объяснили все тонкости местной жизни. Продолжение дальше...
Спасибо, что дочитали до конца. Всем здоровья и удачи. Буду благодарен за оценку моего труда.