Однажды один человек с ограниченными возможностями написал: "Я герой. У меня просто нет другого выхода"*. И пример удивительной женщины, Ольги Ивановны Скороходовой, полностью это подтверждает...
Она родилась в 1911 году в бедной крестьянской семье Херсонской губернии. Когда ей было 5 лет, она переболела менингитом, давшим серьезные осложнения: девочка потеряла зрение, постепенно пропал и слух. К 14 годам Оля не могла видеть, слышать, и практически разучилась говорить.
Её отец был призван в армию в 1915, после военных лет домой не вернулся - завел новую семью. Мать тяжело болела - её не стало в 1922. Девочку взяли к себе родственники.
Представьте: тяжелые годы гражданской войны, голод, бедность...И маленькая слепоглухая девочка.
Ей повезло: родные отдали её в школу слепых, где о ней заботились, как могли. Но там не умели заниматься с детьми, потерявшими и слух. Только в 1925 году её перевели в новое учреждение: специализированную школу-клинику талантливого ученого-сурдопедагога Ивана Соколянского, который работал с такими сложными случаями.
Благодаря стараниям профессора, девочка заговорила, научилась писать и читать. Она освоила школьные предметы и стала готовиться к поступлению в институт. Но началась Великая Отечественная война, и ей пришлось отложить свои планы.
В 1944 году Ольга Ивановна переехала из Харькова в Москву, куда к тому времени был переведен и профессор И. А. Соколянский. Она продолжала учиться под его руководством, а затем и работать. Плодом её трудов стала книга, опубликованная в 1947, "Как я воспринимаю окружающий мир".
С 1948 года она работала при НИИ дефектологии. В 1961 - защитила диссертацию, став кандидатом педагогических наук.
В 1972 году вышла еще одна её книга, включавшая и стихотворения.
Да, я готова согласиться с тем, что это не гениальные стихи человека, наделенного великим даром. Но за ними кроется история девочки, обреченной на жизнь в вечной темноте и тишине. Девочка выросла и не сдалась, пусть и многое, слишком многое, было ей недоступно. Ей были знакомы и тяжкий труд над собой, и горечь утрат и поражений. Сделав многое для науки, она не смогла наладить личную жизнь - не вышла замуж, не родила детей...Хотя, возможно, как многие ее сверстницы, мечтала о женском счастье.
Откуда же такая любовь к жизни, так несправедливо с ней поступившей? Как сумела она сохранить это умение - радоваться наступающему дню? Это для меня загадка.
Бывает, когда совсем тяжело и опускаются руки, чей-то пример может нас подбодрить. Если эта женщина, у которой было столько отнято, смогла позаботиться о себе, получить признание и писать стихотворения, проникнутые радостью жизни, то ведь и мы, наделенные зрением и слухом, сможем преодолеть трудности?
Ведь у нас (о чем мы редко задумываемся) уже есть очень и очень многое для того, чтобы быть счастливыми.
*Рубен Давид Гонсалес Гальего.
- Спасибо за прочтение. Я обязательно напишу о чем-нибудь еще - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу, можно прочитать другие мои статьи: