Найти тему

Детская болезнь левизны в преподавании математики

Оглавление

О книге Джо Боулер «Математическое мышление. Книга для родителей и учителей», перевод Натальи Яцюк, МИФ, 2019.

Аннотация говорит:

Эта книга для тех, кто хочет обучать математике так, чтобы у учеников горели глаза.

И действительно, это книга о том, как учить детей математике, а не просто вдалбливать в них алгоритмы решения типовых задач. О том, как учить думать на уроках математики в школе. И это совсем не сборник задач, а идеологический манифест.

Джо Боулер преподает в Стэнфордском университете и руководит командой youcubed.org , -- здесь онлайн учат преподавателей зажигать глаза, и детей тоже учат. Книга обобщает опыт работы этой организации и вместе с тем ее рекламирует.

-2

Автор видит две серьезные проблемы в американской школе:

1) Многие люди боятся математики, не любят ее, травмированы ею, -- из-за пагубных методов преподавания. Учеников заставляют заучивать алгоритмы и правила, и почти никогда не учат думать и не показывают математику творческую. На выходе из школы молодые люди владеют лишь горой сведений, которые не умеют использовать.

(Это я вижу и в российской школе. Да, есть у нас талантливые учителя и хорошие школы; но горькая эта проблема есть тоже.)

2) Вопиющее неравенство в преподавании математики. Слишком рано на учеников клеят ярлычки «способный» и «неспособный», и вторых просто уныло дотягивают до конца школы, не особо пытаясь научить их думать. Девочки и цветные страдают больше других.

(Знакомо? Многие дети записывают себя в «гуманитарии» и даже не пытаются что-то в математике понять. Родители и учителя их поддерживают в этом начинании).

Поэтому на протяжении всей книги автор на все лады повторяет: установки «ненавижу математику и никогда ее не пойму», «математика – это для избранных» обязательно надо менять. И рассказывает, как это сделать. Некоторые идеи я возьму себе на вооружение, но есть такие, от которых наша отечественная математика, уже переболев левизной, отказалась давным-давно.

Цитата:

Нельзя винить учителей ... Когда учителям дают списки тем для преподавания, они видят предмет, разделенный на составляющие — как разобранный на части велосипед, превратившийся в груду деталей, которые ученикам предстоит чистить и полировать весь год. В списки тем не включены связи; дисциплина в них представлена так, будто связей вообще не существует. Я не хочу, чтобы ученики целый день полировали отдельные детали велосипеда! Я хочу, чтобы они свободно ездили на велосипедах, получая удовольствие от математики, испытывая радость от установления связей и впадая в эйфорию от истинного математического мышления.

Что советует автор:

1. Предлагайте всем ученикам материал высокого уровня

Автор пропагандирует задачи типа «низкий пол, высокий потолок», и я лично постараюсь включить такие задачи в свой арсенал. «Низкий пол» -- низкий порог вхождения, даже слабый ученик может кое-чего добиться. «Высокий потолок» -- понятно что, эта задача дает много пищи для ума, и сильным детям тоже не будет скучно.

Даже слабый ученик сможет нарисовать еще одну фигуру. Сильный ученик сможет подсчитать число квадратиков на произвольном шаге.
Даже слабый ученик сможет нарисовать еще одну фигуру. Сильный ученик сможет подсчитать число квадратиков на произвольном шаге.

2. Делайте все возможное для изменения представлений о том, кто может добиться успеха в математике

3. Побуждайте учеников к глубоким размышлениям

4. Учите детей работать вместе

5. Оказывайте девочкам и представителям меньшинств дополнительную поддержку в изучении математики и естественных наук

6. Отмените домашние задания или хотя бы измените их характер

Тут Джо Боулер меня поразила, ведь в ее методике дети и в классе должны работать в группах. Отмена домашних заданий означает, что самостоятельно они не работают.

«Измените характер» означает вот что: дома письменно отвечать на вопросы типа

Какую основную идею вы узнали сегодня?
С чем у вас возникли трудности или по поводу чего у вас есть вопросы?
Как идеи, которые вы узнали на уроке сегодня, можно применить в жизни?

Кстати, под жизнью здесь понимается что угодно, не связанное с учебой. Задавая такие вопросы, учителя как бы говорят: учеба -- это еще не жизнь; жизнь начнётся, когда учеба закончится. Думаю, всё ровно наоборот: мы живем, только пока учимся чему-то новому.

Почему же не надо давать детям домашнее задание? Потому что это путь к неравенству. У одних детей есть возможность комфортно заниматься дома, а у других нет. Дотягивать всех до нижней планки ради равенства – типичная левизна. А если у кого-то отца нет и или ноги?

Обеспечить равенство – важная задача для автора. Поэтому она рекомендует ни в коем случае не делить учеников по успеваемости, обучать их в смешанных группах, но при этом

обеспечить возможность изучать математику на разных уровнях, а также не ставить закрытые вопросы, подходящие для немногих. Есть разные способы стимулировать изучение математики на разных уровнях.

И вот что это за способы.

1. Постановка открытых задач (без однозначного ответа).

2. Предоставление возможности выбирать задачи

3. Индивидуальные пути обучения

Внезапно. Это противоречит идее групповой работы

4. Многоплановость

В многоплановых задачах есть много способов добиться успеха.
В многоплановых задачах есть много способов добиться успеха.

И самая главная фишка: групповая работа и распределение ролей в группе

Может быть, Джо Боулер слышала про бригадный метод обучения в молодом СССР – в 20-30-х годах. А может быть, сама всё придумала. Но методы – один в один.

Ученики работают на уроках в группах, у каждого своя роль. Развита круговая порука – вся группа отвечает за успех каждого. Когда пишут тесты , выбирают одного члена группы наугад, и его оценку получает вся группа.

Удивительно вот что. Автор против рутины в преподавании, за творческий подход, за свободу в математике. Тесты советует устраивать как можно реже, а оценки школьные считает злом.

Но чтобы наладить групповую работу, пользуется проверенными приемами: строгие правила и контроль.

Автор находит многообразные способы регламентировать групповую работу и с удовольствием задает домашние задания по групповой работе. Ну и вишенка на торте: групповую работу рекомендуется оценивать как можно чаще, на каждом уроке, и приводятся критерии оценивания – как у нас на ЕГЭ!

Правда, оценки предлагаются только хорошие -- А и В, никаких D и E.
Правда, оценки предлагаются только хорошие -- А и В, никаких D и E.

Параллели с постреволюционной советской школой стали совсем очевидны, когда в 6 главе автор заявила:

Я заканчиваю все свои электронные письма подписчикам YouCubed словами «Да здравствует революция!»

Да и на главной странице сайта https://www.youcubed.org/ мы видим призыв JOIN THE REVOLUTION

Только нынешние американские дети сейчас выглядят иначе, чем те, что учились бригадами в растерзанной России.
Только нынешние американские дети сейчас выглядят иначе, чем те, что учились бригадами в растерзанной России.

Кто бы автору рассказал, чем у нас все закончилось 100 лет назад…

Математическое мышление, как мне показалось, в книге не обсуждается. Правда, не существует общепринятого представления, что именно под ним понимать. Я пыталась распотрошить мышление человека, который решает задачу (это не совсем то же самое, что математическое мышление) – об этом отдельная статья «Семь шляп решателя задач».