Сенсорная алалия - нарушение понимания речи . Она больше всего похожа на аутизм, т.к. ребенок вроде не глухой, но не слушается. Некоторые неврологи убеждена, что у моего сына именно она.
Речь сенсорного алалика может быть просто неразборчивым лепетом, "марсианской речью":
- Как тебя зовут?
- Абуба, сяня ма.
Или эхолалией, т.е. механическим повтором речи собеседника:
- Сколько тебе лет?
- Лет...
Затрудняясь ответить на такие простые вопросы, некоторые дети в 3 года могут довольно бодро называть предметы, изображенные на картинках.
Когда такие дети начинают говорить, то часто путают названия предметов: ванна-унитаз, садик-бантик, дом-гараж или делают большие ошибки в звучании: светофор - светан, береза - терес, глотают окончания, неверно подставляют суффиксы: одувашка (вместо одуванчик), розава (вместо: розовый).
Как отличить просто не понимающего речь ребенка от не понимающего речь ребенка ребенка-аутиста?
В чистом виде нарушение понимания речи встречается очень редко. Обычно оно бывает у детей с сильным повреждением или недоразвитием зон мозга, ответственных за анализ звуков. Тогда мозг неправильно интерпретирует звуковые сигналы, которые кажутся сенсорику бессмысленной какофонией.
Директор медицинского центра "ЛогомеД", кандидат педагогических наук. Доцент кафедры логопедии МПСУ Ольга Азова считает, что сенсорный алалик без аутизма это примерно как огнедышащий дракон или единорог: все о нем слышали , но никто не видел.
Однако другие неврологи и психиатры, с ней не согласны. Есть дети, не понимающие речь, но вполне социальные.
И все-таки как отличить аутизм от чистой сенсорной аллалии?
Я прочитала множество материалов по этой теме.
Могу сказать следующее: проще всего воспринимать сенсорную алалию, как частный случай аутизма, когда нарушено понимание речи, но сильно не страдает социальность. Как правило, у большинства сенсорных алаликов есть отдельные аутичные черты.
Вам будет несложно отличить сенсорную аллалию от сидрома Каннера (РДА), но высокофункциональный аутизм с нарушением понимания речи и сенсорная алалия похожи. Еще более похожи высокофунциональный аутизм с СА +ЗПРР+ СДВГ. Настолько, что различать их вообще незачем. Лучше пробовать: кто справиться с реабилитацией вашего ребенка лучше: классический логопед со специальными знаниями по этой теме или ABA-логопед.
В принципе, если у вас социальный, пусть и не понимающий и не говорящий ребенок, вы можете сконцентрироваться на проблеме с речью. Если же, помимо проблемы "плохо говорит и понимает", есть проблемы "плохо себя ведет", "плохо общается" просто работайте с этим, не вдаваясь в детали.
И все-таки можно выделить несколько критериев, чтобы различить эти два заболевания. Они актуальны для детей 3 года и старше, без задержки психического развития и СДВ.
Сенсорная алалия:
- сотрудничает со взрослыми по мере возможности и понимания задачи,
- быстро понимает визуальные подсказки (например, кладет красный шарик в красную коробку, а синий - в синюю, как показывает логопед);
- использует жесты;
- в осмысленной речи довольно быстро появляется "я".
Аутизм:
- сотрудничество отсутствует или специфично (например обнимает незнакомца, хватает его за руку, кричит, хотя может сказать, требует постоянного подчинения и т.п.);
- необходимо обучение для использования визуального материала (для СДВ без аутизма обучение тоже необходимо);
- нет жестовой речи, подносит руку взрослого к нужному предмету;
- по мере появления речи начинает говорить о себе в третьем лице: он, мальчик, Саша, звать самого себя по имени;
Мнимые критерии отличия РАС от сенсорной алалии, с которыми я не согласна:
1. Сенсорик не понимает речь, аутист - понимает, но не вступает в коммуникацию.
На самом деле и те, и другие могут понимать отдельные слова или ситуацию в контексте, поэтому иногда могут адекватно реагировать на речь, даже если в целом ее не понимают.
Мой сын в 2 года знал свое имя и несколько десятков команд, которые ему были понятны, пару раз проявил сообразительность в понимании контекста. Дефектолог, который его осматривал, попросил:
-Верни мне мою пирамидку, пожалуйста.
Сын вернул (сотрудничество, понимание речи!) и нам дали заключение, что ребенок развивается нормально.
2. У аутистов всегда - эхолалия и хорошая речевая память, у сенсориков - только словоискажение, слабая речевая память, в речи - слышны мучительные подборы слога.
В целом, у аутистов действительно хорошая память. Учебник наизусть - это про аутиста. Но у конкретного ребенка память или произношение могут быть нарушены по каким то своим причинам. Мы долго добивались хотя бы эхолалий от своего собственного сына. А невнятная речь с неправильными подборами может быть и при сопутствующих диагнозах.
3. Аутист - есть нарушения просодической стороны речи (темп, интонация, громкость), сенсорик - норма.
Сенсорная алалия может сочетаться с дизартрией или с моторной алалией, т.е. мозг неправильно управляет речевым аппаратом. Так что говорить такой ребеночек может как Бог на душу положит.
По мере развития речи, у РАС и сенсориков выскакивают другие трудности: грамматика родного языка для них также сложна, как если бы они учили иностранный.
Прогноз для каждого ребенка индивидуальный, зависит от степени повреждения мозга: от инвалидности до полной реабилитации (в школе придется бороться с дислексией, дисграфией и дискалькулией).
Чтобы помочь ребенку, надо много заниматься с ABA-терапистом, логопедом, дома "говорить много, но мало" и отчетливо. Т.е. начинать с простых существительных, постепенно повышая сложность речи:
"СОБАКА" -"Собака ЛЕЖИТ" -РыжАЯ собака лежит"-"Собака лежит НА земле"- "Рыжая собака лежит, а глаза грустные. Почему? Потому что голодная".
И аутисты , и алалики с таким видом речевого расстройства прекрасно занимаются , если любое слово визуализировано. Сначала это просто карточки со знакомыми ребенку словами. Потом из карточек составляются более сложные фразы. Параллельно ребенка учат склонять и спрягать слова - также с использование речевых конструкторов.
При сенсо-моторной алалии и тяжелых формах сенсорной ребенка учат общаться и развивать пассивную речь с помощью ПЭКС и глобального чтения.
А что ВЫ думаете про аутизм и сенсорную алалию?