Найти тему
Art&Culture

Чукотская художница-косторез, покорившая Нью-Йорк и Париж

Вера Эмкуль. «Келе и птички». 1956 год.
Вера Эмкуль. «Келе и птички». 1956 год.

Нью-Йорк, Брюссель, Монреаль, Париж - это не полный список городов, где проходили выставки известной чукотской художницы Веры Эмкуль.

Ее имя переводится, как «пустое» - отец очень хотел сына, расстроился, что на свет появилась именно дочь, но какой наполненной оказалась ее душа и удивительным творчество. Девочка унаследовала талант от отца.

Заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени Репина, член Союза художников СССР, народный художник Чукотки, родилась в 1919 году в семье охотника, резчика по кости и домохозяйки. Ее малая Родина - поселок Уэлен - самый восточный населенный пункт России. Он находится неподалеку от мыса Дежнёв, а люди здесь начали жить еще 2 тысячи лет назад. Одна из главных достопримечательностей Уэлена - всемирно известная косторезная мастерская, основанная в 1931 году чукотским мастером Вуквутагиным и отцом Веры, в том числе. Сюда девочка впервые пришла в пятнадцать лет и освоила занятие, которое традиционно считалось мужским. Она стала первой чукотской женщиной, которая овладела косторезным искусством.

Вера Эмкуль «Как мальчик победил врага» 1956 год
Вера Эмкуль «Как мальчик победил врага» 1956 год
Вера Эмкуль. «Нападение волков на оленье стадо». 1956 год
Вера Эмкуль. «Нападение волков на оленье стадо». 1956 год
Вера Эмкуль. Гравированные клыки «Сказка про песца и орла». «Сказка Муж-Солнце»
Вера Эмкуль. Гравированные клыки «Сказка про песца и орла». «Сказка Муж-Солнце»

Она стала первой единственной женщиной, которая освоила и гравировку, и технику рельефной резьбы. Сюжеты для своих произведений Эмкуль часто брала из традиционных сказок, вдохновляясь культурой народа, природой родного края и быта чукчей. В гравировку на моржовых костях она привнесла декоративность. Рисунок ее был всегда точным и выразительным, она тщательно прорабатывал все мелкие детали, умело владела цветом и отлично передавала динамику работы: полет птицы, бегущие олени, уходящий охотник - всё словно оживает. Конечно, Вуквутагин не мог не заметить талант Веры и в 1937 году Эмкуль стала участницей выставки в Париже. После ее работы выставлялись и в других городах мира и России.

Работы  дочери Веры Эмкуль - Лидии Теютиной. Сверху: «Лето на Чукотке». Внизу: «Лежбище моржей». 1978 год, Клык моржа, гравировка.
Работы дочери Веры Эмкуль - Лидии Теютиной. Сверху: «Лето на Чукотке». Внизу: «Лежбище моржей». 1978 год, Клык моржа, гравировка.
Лидия Теютина. «Охота на песца». Чукотка, Уэлен, 1980 год. Моржовая кость, графит цветных карандашей, гравировка.
Лидия Теютина. «Охота на песца». Чукотка, Уэлен, 1980 год. Моржовая кость, графит цветных карандашей, гравировка.

Умерла художница в 1985 году в своем родном поселке, но дело ее живет. Свои знания и богатый опыт она передала ученикам, в числе которых ее сын и дочь, Виктор и Лидия Теютины. Дети продолжают славную династию уэленских художников-косторезов. Виктор Теютин открыл свою мастерскую в соседнем селе, помимо моржовой кости он использует также и кость кита. Лидия Теютина является членом Союза художников России и заслуженным художником РФ, она преподает косторезное дело в своем родном Уэлене, по ее стопам пошла и дочь, внучка Веры Эмкуль.

Виктор Теютин.  «Охота на моржа». Чукотка, село Инчоун, 1987 год.
Китовая кость, резьба.
Виктор Теютин. «Охота на моржа». Чукотка, село Инчоун, 1987 год. Китовая кость, резьба.