Едва венчавшись на царство, 16-летний царь Иоанн Васильевич, объявил о желании жениться. И вскоре выбрал юную красавицу Анастасию Захарьину-Юрьеву.
Взглянув на картины, изображающие прелестную русскую деву в наряде царицы, я пришла в восхищение от роскоши, искусно украшенных платьев и головных уборов, от сережек и воротников, расшитых богатыми жемчугами и переливающихся диковинными самоцветами.
Поэтому решила, что без истории о первой любви царственного деспота Руси нам никак не обойтись, дорогие читатели.
Да, государь выбирал долго и тщательно: по одним источникам, Настасья приглянулась Иоанну из полутора тысяч претенденток на статус царской супруги. А по другим, и вовсе, из двух тысяч прекрасных девушек.
Как русские летописцы, так и иностранные в один голос утверждали, что девица была нрава тихого, скромного и доброго. С роскошной темно-русой косой и томными черными глазами.
По мнению современников, Анастасия, действительно, покорила сердце юного ловеласа и самодержца. А после ее смерти государь ожесточился до крайней степени: все светлое, что пыталась поддерживать в нем добрая жена, кануло в небытие.
Прочие семь «супружниц» такого трепета и чистых порывов в деспотичном правителе никогда не вызывали.
Итак, молодые обвенчались студеным февральским днем 1547-го года. Отныне драгоценности и гардероб царицы должны были соответствовать ее высокому статусу. Чего стоит одна лишь величественная корона с дюжиной башенок, которые символизировали святых апостолов.
Она сверкала от обилия каменьев – сапфиров с аметистами, алмазов и карбункулов, а также белоснежного отборного жемчуга. По бокам от головного убора спускались вниз нечто вроде сережек, - удлиненные рясны.
Царский венец следовало надевать на тонкое покрывало для головы, убрус, которое немного прикрывало лицо государыни. Такой платок полностью прятал косы первой женщины государства и прикреплялся к волосам изысканными ювелирными булавками из золота или серебра. Мастера старались на славу и украшали даже сами булавки лучшими самоцветами.
Края наряда были виртуозно расшиты переливающимися перламутром жемчужинами. А поверх следовало носить шелковую подволоку, нечто вроде мантии, сотканной серебряными или золотыми нитями. Она могла быть девственно белой или червонной.
Для важных торжеств к такой подволоке непременно пристегивали прямоугольные куски ткани, так называемые вошвы. Помимо великолепной вышивки, их декорировали с особой пышностью редкими кристаллами и отборными перлами.
Женские косы, зачастую, скреплялись золотыми кистями или украшениями-подвесками, косниками или накосниками. Рясны, колты, богатые ожерелья и браслеты, - список драгоценностей русской царицы можно продолжать еще долго.
Но показная роскошь не могла подарить Анастасии настоящего счастья. Всего-то две недели продлилась ее спокойная семейная жизнь. Позже своенравному юнцу наскучило быть примерным семьянином: во дворец вернулись десятки чаровниц для его личных утех, возвратил государь и кровавые забавы с разъяренными медведями во дворе царских палат. Пьянки, гулянки и охота снова расцвели буйным цветом.
Иоанн о зазнобе не забывал, время от времени приказывал позвать ее в личные покои. Красавица родила шестерых младенцев, из которых выжило только двое.
Век молодой жены оказался недолгим - всего лишь до тридцати лет. Хотя по меркам 16-го столетия такой возраст считался уже не расцветом, а зрелостью и начавшимся угасанием женской красоты.
То ли частые роды и смерти детей подкосили слабое здоровье хрупкой женщины, то ли стала она жертвой интриганов-отравителей, доподлинно неизвестно. Однако исследователи склоняются, все же, к версии об отравлении верной царской супруги.
Очень оплакивал вдовец усопшую Настеньку. А последующих избранниц то и дело сравнивал с первой, недооцененной и ненаглядной. Но былого уж не вернешь, да и прочие женушки не смогли даже отдаленно приблизиться к чистому и светлому образу почившей царицы, как казалось Иоанну Васильевичу всю его оставшуюся жизнь.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"