Найти тему
Шахтёр

Внимание! В шахте ученик.

Оглавление

У всех, причастных к подземной профессии, был один и тот же момент в жизни. Это когда вы первый раз в шахте – в качестве ученика либо проходчика, либо ГРОЗ и т.д. Это вам не с экскурсией УКК топтаться толпой на сборном штреке, боязливо поглядывая на быстробегущую ленту с добычей. Тут вы включаетесь собственными ручками, спиной и телом в шахтные технологические процессы. Ну что, поехали?

Бросаем в банку жетон у клети и летим вниз на глубину.

Часть первая. Околоствольная.

Если опускаемся на километр-полтора, то внизу клеть летает вверх-вниз с амплитудой метра два, пока троса не успокоятся и клеть не «сядет на кулаки». Потом шумная весёлая «Дружба» (пассажирский поезд) везёт тебя в далёкие, неизвестные чёрные дали, а в вагонах идёт жестокая резня в карты на картонках с дикими криками. Не прошло и часа этого вестерна, как все выгружаются на погрузочном пункте или «на люку». Приехали, щас будем вкалывать!

– О, молодой, ходи за мной! – шустрый звеньевой устремляется по сборному штреку в сторону забоя. Попытка придать своему телу скорость звеньевого сталкивается с торчащим из потолка металлическим штырём!

– Бам-м! – говорит штырь (крепёжная штанга).

– Крак! – отвечает каска, вызвав лёгкую вспышку в мозгу, призывая быть осторожнее.

Часть вторая. Словарь непонятных слов.

– Так, – говорит звеньевой, стоя в луже, – видишь вода на подошвЕ? Найдёшь штАнгу (боже, тут что спортзал?), поднимешь распИл (что это?) и штангой расштыбУешь щель. Понял?

– Это вы мне? А можно вопрос: делать-то что надо?

Далее следует сцена с матюками и виртуальным сексом, после чего звеньевой терпеливо, как больному, объясняет мне всё то же самое, добавляя после каждого слова «кукалядь», показывая в нужные детали пальцем. Ну, теперь всё понятно.

Не успел справиться с этой работой, новая задача:

– Молодой, хватай «машку» и на сборный – негабариты бить!

– Какую Машку?

Опять немного виртуального секса и мой интеллект обогатился названием кувалды и булыг, упавших с ленты.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Только я отбил себе руки, пытаясь разбить тяжеленной кувалдой кусок известняка размером с багажник «Жигулей», выбило свет. Сразу же затихли конвейера и машины. Стою, не знаю что делать. Издалека бегут, махая фонарями:

– «Сухую» включи! – орут.

Какую «сухую», что вообще происходит у них тут? Подбежал звеньевой:

– Вот смотри: если выбьет, делаешь ручкой вот так и вот так! – он склонился к большой бочке на колёсах – трансформаторной подстанции, похожей на железнодорожную цистерну, прозванной «сухой» из-за нагревающегося корпуса.

А вот интересно, «мокрые» у них бывают? Не успел я обдумать этот вопрос, как снова выбило.

– «Сухую» включи! – ну это я теперь знаю, уверенно передёргиваю рукоятку и... ничего. То есть вообще ничего! Снова передёргиваю с лязгом – никакого эффекта.

– Высокую включи! Высокую выбило!

Вы что издеваетесь? Высота 1,76 м. Где тут высокая?

Прибегает звеньевой, обегает бочку, дёргает рычаг с другой стороны. Появляется свет.

– Кабель засадили!

Куда засадили? В щель?!

– А ты пока ролики поправь на ленточном конвейере, – и показал как надо их поправлять.

Часть третья. Ролики.

К тому времени я уже набил порядочно булыг и завалил ленту кусками. С той же кувалдой я отправился поправлять ролики. В одном месте я увидел сразу ряд перекошенных верхних роликов в разных направлениях и начал их выпрямлять. Я решил пройти сначала по одной стороне, а потом перелезть через конвейер и пойти по другой. Вроде логично, но меня ждала катастрофа. Когда я уже прошёл метров двести и уже собрался перелезать, дали звонок и лента тронулась (в смысле – поехала) и тут чуть не пришлось тронуться мне – подбитые мной ролики увели ленту вбок почти на половину и груды камней повалились при движении на нижнюю часть и поехали обратно в забой.

Я, схватив лопату, бросился за ними. Сказать по правде, для таких случаев на нижней ленте перед натяжной головкой стоит специальный плуг – он всё и спас. Я быстро перелез через скребковый конвейер и побежал подбивать ролики.

Когда смена шла из забоя на люк, звеньевой отметил не без ехидства, что молодой плохо почистил сборный. Я всё объяснил и рассказал, что тут было. Мужики стояли обалдевшие.

Часть четвёртая. Опять штанги.

За час до конца смены бригадир приказал мне собрать все штанги из забутовки и отправить их на люк. Через 10 минут он натыкается на меня, волочащего пачку крепёжных штанг:

– Да не такие! Бурильные!

– Да какого.., – только и вырвалось у меня внутри! Сразу что ли сказать нельзя было? Уже два вида железок и ни один не похож на обычную спортивную штангу.

Кряхтя, собрал бурильные штанги, похожие на гигантские двух-с-половиной-метровые свёрла диаметром 50 мм, (ими в мех.цехе наваривают шнек) и снова в забой.

Буровые штанги тяжёлые, тащить даже пару штук 600 м тяжело, хорошо звеньевой подсказал бросать их на ленту и бежать впереди паровоза, чтобы у люка снять. Все шесть штанг благополучно доехали на ленте и были сняты, но я забыл про седьмую, которую бросил первой и она уехала по ленте через приводную головку. Когда смена вышла на люк, на путях лежал проткнутый штангой люковой и крофть, вытекающая из...

Ладно, немного приврал. Всё обошлось.

-3