Найти тему

Шпион, который шантажировал Сталина. Как перебежчик Александр Орлов остался лоялен советской власти?

Очень многие из тех, кто создавал советскую разведку, стоял у истоков иностранного отдела ВЧК-ОГПУ, в конце 1930-х годов попали под жернова «большого террора». Некоторые, пытались спастись. Но лишь один человек не только сбежал, но еще и держал своих бывших коллег на крючке...

В августе 1971 года у небольшого домика в Кливленде, штат Огайо, остановилась машина. Вышедший из нее мужчина в шортах и спортивной рубашке выглядел явным отпускником. Небритый и в сандалиях на босу ногу, он никак не был похож на сотрудника нью-йорской резидентуры КГБ, где служил на самом деле. Сотруднику советской разведки Михаилу Феокистову предстоял тяжелый разговор с перебежчиком Александром Орловым, которого Родина, тем не менее, не хотела считать предателем.

У истоков советской разведки.

Александр Орлов, он же Лейба Фельдбин, он же Игорь Берг, он же Лев Никольский, вступил в Красную Армию добровольцем почти сразу после Октябрьской революции. Для молодого революционера он был неплохо образован - год обучения в институте восточных языков и целый семестр на юридическом факультете Московского университета. Поэтому, не удивительно, что вскоре его откомандировали в ЧК (позднее переименованную в ГПУ), где и занимал разные должности вплоть до 1926 года, успев параллельно завершить юридическое образование.

В 1926 году 29-летнего Лейбу, оформившего себе документы на имя Лев Никольский, приглашают в ИНО ОГПУ, предтечу будущего Первого Главного управления КГБ и нынешней СВР. С этого времени перспективный чекист постоянно выезжает в краткосрочные командировки в Европу и Америку. В США в 1932 году через своих еврейских родственников он даже ухитряется оформить настоящий американский паспорт, которым позднее периодически пользуется. Никольский-Орлов на хорошем счету у руководства, его карьера в начале 1930-х стремительно развивается. Так, в ходе своих выездов в Великобританию он работает с будущей «Кембриджской пятеркой» - в том числе с Кимом Филби, который позднее станет одним из самых результативных агентов КГБ в Британии. В США Лев Никольский участвует в создании резидентуры, которая позднее работала во «проекту Манхэттен». Через будущего перебежчика проходит колоссальный объем информации.

Единственным темным пятном, омрачающим его жизнь, является болезненность дочери, Веры, нуждающейся в лечении за рубежом. Поэтому будущий перебежчик использует все возможности, чтобы выезжать в командировки совместно с семьей. Именно так он и оказывается в 1936 году в Испании.

Испанские противоречия.

В сентябре 1936 года в Мадрид прибывает Александр Орлов, один из двух официальных представителей НКВД при МВД Испанской республики. Орлов – новый псевдоним Фельдбина-Никольского, к тому времени ставшего майором госбезопасности, что равно армейскому полковнику. В 1937 году Орлову поручают и руководство резидентурой, действующей в Испании фактически с легальных позиций. Работы хватает. В стране идет гражданская война, но «республиканцы», которым помогает Москва, не отличаются единством. Среди них анархисты, левые марксисты из ПОУМ – «Рабочей партии марксистского объединения», троцкисты. Они входят в Народный фронт, который сформировал правительство, дерущееся с мятежниками Франко, но выступают против сотрудничества со сталинистами. И люди Орлова начинают действовать. Уже к лету 1937 года верхушка ПОУМ, включая ее лидера Андреса Нина, ликвидирована.

Более того, начинается охота и за левыми интернационалистами, не готовыми к сотрудничеству с Москвой. Так, знаменитый автор романа «1984» Джордж Оруэлл, сражавшийся в Испании с франкистами, вынужден срочно вернуться в Англию. В Испании его антисталинские взгляды не нравятся советникам из СССР и на него начинается охота.

Еще одной операцией Орлова стала успешная эвакуация республиканского золотого запаса в СССР. За эту операцию он получает звание старшего майора госбезопасности (равно армейскому званию комбриг), что позднее позволит ему представляться генералом НКВД.

Бегство.

Тем временем в СССР Ежов начинает чистку собственного ведомства. В феврале 1938 года прямо в кабинете «кровавого карлика» ликвидирован шеф советской разведки – Абрам Слуцкий. Арестован и расстрелян Яков Петерс. Ждут своей участи под арестом чекисты Теодор Малли, Зиновий Канцельсон и другие. Отозваны в Москву и расстреляны оба Полпреда СССР в Испании. Александр Орлов понимает, что любой вызов в Москву с высокой степенью вероятности означает арест и, скорее всего, смерть. В июле 1938 года его приглашают в Антверпен, там, на советском корабле, он должен встретится с новым начальником советской разведки Сергеем Шпигельгласом. Однако, Орлов боится, что из Антверпена отправится сразу в лубянские подвалы. Поэтому он забирает из сейфа резидентуры все средства (по разным данным от 60 до 90 тысяч долларов – это миллион-полтора в нынешних ценах) и тайно выезжает через Францию и Канаду в США.

Самоя большая уязвимость Орлова - его любимая и единственная дочь Вера.
Самоя большая уязвимость Орлова - его любимая и единственная дочь Вера.

Из США Орлов, поселившийся там под именем Игоря Берга, шлет письмо Сталину и Ежову, где, в обмен на безопасность своей родни, оставшейся в СССР, обещает не разглашать сведения о действующей агентуре и ведущихся разведоперациях. При этом, Орлов сообщает, что пакет с документами находится у надежных юристов, которые немедленно направят его в ФБР в случае, если что-то случится и с ним самим. И это срабатывает! Попыток ликвидировать Орлова не происходит, хотя за другими невозвращенцами идет удачная охота.

Орлов пропадает на долгие 14 лет. Деньги и документы у него есть, он кочует по Соединенным Штатам, а в 1940-м после смерти горячо любимой дочери оседает в Кливленде. Однако, даже огромной суммы хватило всего на 13 лет. В 1953 году в американских спецслужбах поднимается скандал, шеф ФБР узнает, что нелегально живущий в США советский разведчик начал публиковать свои воспоминания в журнале «Лайф». Джон Эдгар Гувер, многолетний директор ФБР требует немедленно арестовать и выслать советского разведчика, однако вскоре ситуация меняется. Орлов-Берг идет на сотрудничество с американскими властями, рассказывает о своей работе и некоторых проведенных операциях. Вот только люди, о которых он говорит либо давно мертвы, либо отошли от разведки и вернулись в Москву. Нет в живых и Сталина с Ежовым и Берией. Поэтому перебежчик особенно не стесняется. Так, в том числе и под присягой, на слушаниях в Конгрессе США Орлов рассказывает о дружбе со Сталиным, своей большой значимости в аппарате советских спецслужб и вообще, всячески набивает себе цену. Так, по его словам, золото из Испании он вывез чуть ли не в одиночку. Вот только не звучит ни фамилии Филби, ни данных других, вполне живых агентов. Впрочем, американцы все равно довольны, с ними сотрудничает человек, стоявший практически у истоков спецслужб СССР. Вскоре выходят мемуары Орлова, хорошо доработанные журналистами – «Тайная история сталинских преступлений», составленная на основе его заметок в журнале «Лайф». Он консультирует ФБР, получает должность в Мичиганском университете и издает пособие по контрразведке и партизанской войне.

Ким Филби, шпион-аристократ, расшифрованный британцами, но сумевший бежать в СССР.
Ким Филби, шпион-аристократ, расшифрованный британцами, но сумевший бежать в СССР.

Родина зла не держит.

К концу 1960-х Орлов и его жена ведут жизнь провинциальных американских пенсионеров. Часто ездят на могилу дочери, у них скромный домик и обеспеченная старость. Они не публичны, страх перед вездесущим КГБ до сих пор их преследует. И не зря. В 1969 году руководство КГБ решает предложить Орлову вернуться. Александр Феокистов проникает к ним в дом и поджидает Орлова с супругой. Вначале на сотрудника советской резидентуры направляют пистолет, но потом дают ему изложить свое предложение. Через год с небольшим он снова находит Орловых (вскоре после его визита поменявших место жительства) и вновь предлагает: полная реабилитация, возвращение всех наград, превосходное жилье, персональная пенсия. Старики отказываются. Им слишком много лет, они привыкли к США и не хотят уезжать от могилы дочери. Впрочем, сам Феокистов вспоминает беседу с ними как очень теплую. Якобы, Орлов сказал ему, что имей он в тридцатые годы несколько таких ребят в своей команде, они бы проникли в разведки всего мира.

Спецслужбы не отличаются сентиментальностью, и поэтому сложная спецоперация по поиску Орловых в США выглядит странно. Возможно, сам Александр Феокистов искренне жалел одиноких стариков на чужбине, но зачем это было нужно его руководству? Не потому ли, что КГБ хотел дискредитировать Орлова, как консультанта американских спецслужб? И продемонстрировать, что перебежчик на самом деле действовал по заданию Москвы. Орлов-Берг-Никольский-Фельдбин умер в 1973 году, унеся большинство своих тайн в могилу. В памяти многих он остался как «перебежчик, который никого не сдал и шантажировал Сталина».

Дорогой Читатель, спасибо за внимание. Надеюсь, что рассказ о судьбе Александра Орлова, человека который в свое время наделал не мало шума в США вызвал у Вас интерес и заставил задуматься, нужно ли считать этого человека предателем!