Приказ Минтранса ни во что не ставят и никто не контролирует
Практические занятия - виртуально
Любопытная ситуация сложилась на рынке услуг по подготовке водителей к дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). В Сети можно обнаружить большое количество предложений о дистанционном обучении ДОПОГ, причем в предельно сжатые сроки — за 2-3 дня. Вот выдержки из таких публикаций: «Срок обучения — 15-28 часов. Форма обучения — очная, дистанционная» или «ДОПОГ за 2-5 дней без отрыва от производства. Сдача экзаменов через Интернет. Доставка ДОПОГа в любой регион за два дня. Разумные цены».
Следует заметить, что типовые программы профобучения водителей, осуществляющих ДОПОГ, утвержденные Приказом Министерства транспорта № 273 от 21.09. 2016 г. четко фиксируют время, отведенное на освоение темы. Учебно-тематический план первичного обучения предусматривает 19 часов теории и 9 часов практической подготовки, а повторного обучения (проводится не реже чем раз в пять лет) — 9 и 6 часов соответственно. То есть ни о каких двух-трех днях обучения не может быть и речи (если соблюдать законодательство, разумеется).
Кроме того, обязательные индивидуальные практические занятия невозможны в режиме онлайн, как и итоговая аттестация (квалификационный экзамен). Ну а оформление и пересылка свидетельства ДОПОГ (нарочным? по почте?) «в любой регион» - это из серии «улыбнуло».
Тем не менее цены на дистанционное обучение ДОПОГ стартуют с 6 тысяч рублей. Верхняя планка зафиксирована в 23 тысячи.
«Невинная» лазейка
По большому счету, с дистанционным обучением не все так однозначно.
С одной стороны, типовая программа обучения ДОПОГ разработана в строгом соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, к которому Россия присоединилась еще в 1994 году. Документ не предусматривает ни заочной, ни дистанционной формы обучения. Правда, 15 лет назад вопрос поднимался в Европейской экономической комиссии ООН (на ДОПОГ — европейский аналог выглядит как ADR – именно Организация Объединенных Наций имеет авторское право). Рассматривалась возможность удаленного обучения, но под жестким контролем «компетентных органов». Дальше идеи дело не пошло.
С другой стороны, очевидно, что дистанционное обучение ДОПОГ не предусмотрено законодательством, но прямого запрещения не содержит. А что не запрещено законом, как известно, то разрешено. Это если закрыть глаза на очевидные нарушения упомянутого приказа Минтранса (о Европейском соглашении вообще можно не вспоминать). Соблюдение законодательных норм, по всей видимости должен контролировать Госавтодорнадзор, который выдает лицензии на право обучения ДОПОГ и свидетельства ДОПОГ успешно прошедшим обучение. Видимо, в ведомстве и без того дел невпроворот. Хотя в словарях написано, что он «контролирует исполнение нормативных правовых актов по обеспечению безопасного, эффективного и устойчивого функционирования автомобильного транспорта...».
Посулы о дистанционном обучении ДОПОГ выглядят невинной шалостью по сравнению с обещаниями «ДОПОГ без обучения» и даже «купить обучение на ДОПОГ». Отслеживать такие скорее прерогатива правоохранительных органов. За подделку документов предусмотрена уголовная ответственность. Пройти обучение по ДОПОГ Вы можете в нашем Учебном Центре АВД.