РЖД дает скидку на провоз угля в направлении портов Северо-Запада - но взамен требует жесткого соблюдения объемов за четвертый квартал 2019 года. По ряду причин экспортеры угля не совсем довольны такой скидкой - она предоставляется под гарантии, дается далеко не сразу и приносит эффект лишь при стабильной цене каменного угля. Что вообще побудило РЖД давать такую скидку и как ситуация будет развиваться дальше? Разберем этот вопрос.
Мировые цены на уголь, которые раньше резко росли, понизились - не в последнюю очередь из-за того, что Европа активно соскакивает с потребления угля. Сейчас цены находятся на уровне 2016 года, и нужно чем-то стимулировать экспортеров, чтобы те были готовы идти на риски. Поэтому появляются скидки, и есть определенная вероятность, что РЖД будут как-то развивать эту идею.
Однако, как уже и было сказано, такая скидка при нынешнем уровне цены каменного угля будет попросту неэффективна. Европейский рынок угля понемногу восстанавливается, и цены сейчас повышаются. Однако при любом раскладе они будут значительно ниже максимума 17-18 годов. Дальнейшее снижение цен не простимулирует поставки, и порты Северо-Запада останутся в простое.
При всем при этом поставки в направлении Дальнего Востока продолжают расти. Уголь востребован, и, если европейский рынок изменит свой вектор (что вполне вероятно, как только обнаружатся первые проблемы возобновляемых источников), то нас ждет повышение цен. А пока что скидки не выглядят выгодным решением, хотя, возможно, некоторый интерес к портам Северо-Запада они спровоцируют.