…Мать и шестеро братьев рыдали, когда она вошла в железнодорожный вагон, чтобы отправиться в далекие немецкие земли. Высокая темноволосая красавица, Великая княжна Анастасия Михайловна, была отдана за принца, обезображенного экземой. Воистину – красавица и чудовище!
Она родилась в 1860-м году в Петергофе, став единственной дочерью Великого князя Михаила. Уже с пеленок стало ясно, что из девочки вырастет умопомрачительная красавица. Дядюшка, Великий князь Константин, увидев ее, записал в дневнике: «Редкой красоты ребенок». В ней сочеталось несочетаемое – изящество, хрупкость, но при этом страсть и яркая внешность. Да еще и недюжинный ум!
Вскоре очаровательная внучка императора Николая Первого переехала из сырого Петербурга в теплый Тифлис – отец получил назначение, став наместником на Кавказе. В большой летний дом на берегу Финского залива семья потом возвращалась нечасто, предпочитая солнечную Грузию. Впрочем, дело было не только в климате. Великая княгиня Ольга Федоровна, мать Анастасии, слыла темпераментной женщиной с острым языком. И как раз эта ее особенность – говорить прямо и не всегда удобные вещи, не очень нравились в императорской семье. Всем было на руку, чтобы Михаил с супругой и отпрысками держались подальше от столицы.
К восемнадцати годам Анастасии нашли жениха – великого герцога Мекленбург-Шверинского. Фридрих-Франц был старше невесты на разумные 9 лет, в обозримом будущем должен был получить полную власть в своих землях (пока же правил его отец), то есть, считался неплохой партией для Великой Княжны. Ходили слухи о его слабом здоровье, и как раз это слегка смущало нареченную, но ведь принцессы не вольны выбирать себе мужей?
То, что разразится катастрофа все поняли, когда герцог приехал в Россию. В Петербург пожаловал задыхающийся астматик, лысоватый, да еще и… страдающий экземой. Вызванная из Тифлиса Анастасия едва не упала в обморок после их первой встречи. Братья были с ней солидарны.
На свадьбе, которую лично почтил своим вниманием император Александр Второй, контраст между женихом и невестой стал еще разительней. Анастасия – статная, с гордо поднятой головой, в невероятном платье из серебряной парчи и…исхудавший, чуть сгорбленный герцог. Родной брат Анастасии, Великий князь Александр, записал в дневнике: «Бессердечный закон… забрал из нашей семьи свою жертву».
В Шверине, где ей теперь предстояло жить, а потом править, великая княжна Анастасия испытала шок. Двор был парализован множеством нелепых церемониальных правил, семья герцога встретила ее без малейшего намека на нежность, да и сам супруг переменился. Фридрих-Франц почувствовал резкое ухудшение состояния здоровья, и врачи настойчиво рекомендовали ему уехать на юг Италии.
Едва привыкнув к новой жизни, Анастасия снова принялась паковать чемоданы – на этот раз, чтобы отправиться к Средиземному морю. И только в дороге поняла, насколько легче стало дышать! В самом буквальном смысле этого слова. На нее не давил шверинский двор, муж был озабочен только собственным здоровьем, а она могла… делать, что хотела!
Потекли приятные дни. Сначала молодые жили в Италии, потом во Франции. Затем прокатились по морю. Муж скрупулезно следовал рекомендациям врачей, а Анастасия позволяла себе и визиты, и балы, и приемы. Никто не контролировал ее. Под нажимом Анастасии герцог начал строить дворец в Каннах, там же родилась их старшая дочь Александрина. В 1882-м – старший сын. Но…наступил 1883 год. Скончался свекр, и герцогу с герцогиней необходимо было как можно скорее вернуться в Шверин.
Великая княжна Анастасия вернулась в немецкие владенья уже как полноправная государыня. Теперь она могла диктовать свои правила и условия. Сначала ее все это развлекало – новые порядки, новые церемонии. Свои покои в Шверинском замке Анастасия обустроила с роскошью, достойной Эрмитажа. В 1886 году герцогиня родила дочь Цецилию, названную так в честь бабушки – ведь имя Ольги Федоровны до перехода в православие звучало именно так. Эти роды были тяжелыми для Анастасии, и, чтобы улучшить самочувствие, она решила снова поехать на юг.
Поправлялась она быстро. Увлеклась теннисом, итальянской оперой, но главное – азартными играми. С конца 90-х великая княжна Анастасия – завсегдатай Монте-Карло. Ее так часто видели за карточным столом, что даже родилось прозвище – Мадам Азарт. А где же был Фридрих Франц? Он жил на два дома, бывая наездами в Шверине, но предпочитая, все-таки, Канны.
В 1897 году здоровье герцога стало еще хуже, приступы астмы повторялись. Что произошло с ним 10 апреля 1897 года точно неизвестно. Одна из версий: самоубийство. Другая – герцогу стало плохо во время прогулки в саду, после чего он повалился за перила моста и скончался. Великая княжна Анастасия стала вдовствующей герцогиней.
К тому времени к старшей дочери, Александрине, посватался датский наследный принц. Принят был благосклонно, в том числе, самой Александриной. Но из-за траура - по герцогу - свадьбу пришлось отложить. Только в 1898 году в Копенганене прошла пышная церемония, где, конечно же, присутствовала и Анастасия.
В следующие годы герцогиня часто переезжала, бывая то в Грасе, то в Шверине, то в Париже. Именно во французской столице Анастасия приблизила к себе Владимира Пальтова, который стал ее секретарем и…возлюбленным. Дело зашло так далеко, что в 1902 году у Анастасии родился внебрачный сын.
Мог разразиться безумный скандал – вдовствующая герцогиня! Из российского императорского дома! Но очень кстати помог зять, датский король. Кристиан IX милостиво пожаловал ребенку титул графа Вендена. Словно бы Анастасия и не при чем…
Во время первой мировой войны Великая княжна оказалась в тяжелом положении. Она не могла жить во Франции, которая воевала с Германией, и не могла вернуться в Шверин, опять-таки по причине войны. Ей пришлось укрыться в Швейцарии. Ненадолго она покидала свои новые владения ради дочери, ведь Александрина заболела "испанкой". По счастью, датская королева пошла на поправку.
Последние годы Великая княжна Анастасия, герцогиня Шверинская, прожила на вилле «Фантазия», где ее частыми гостями были эмигрировавшие из России аристократы, а также бывшая балерина Матильда Кшесинская. Умерла она в 1922 году. А внебрачный сын Алексис Луи в 1929 году женился. Его старшая дочь, внучка Анастасии, жива до сих пор.