В школе Адели задали учить стихотворение.
Владимира Орлова. Я его ещё по своему пионерскому детству помню. Вот такое:
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Адель очень бодро принялась всё это декламировать. Ей нравится – ритмично, бойко, все слова простые.
А мне прям не по себе.
Я понимаю, что это старое советское стихотворение. Я посмотрела дату первой публикации – 1984 год. Дружба народов, все дела. На плакатах тогда рисовали белого, жёлтого и чёрного мальчиков. В панамках. Они держались за руки, стояли на земном шаре как на мяче и олицетворяли «миру мир». Но на нынешний слух «разноцветные дети» – это звучит так грубо.
Наверное, в восьмидесятых в этом была своя романтика. Точно помню – была. Мы разные, но общий язык возможен. Однако сейчас в любой районной школе большого города представлено довольно много национальностей. Общий язык между детьми, безусловно, возможен – в большей или меньшей степени, от семьи зависит, от темперамента, от круга интересов, – но цвет кожи тут, тьфу-тьфу, вообще ни при чём.
Кружится планета,
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Снова забытая романтика. Планету греют дети. Они должны смеяться и в мирном мире жить. А если им не смешно? Обычно человеку живётся не очень-то весело. В любое время у людей много бед, больших и маленьких. Может, в деле обогрева лучше всё ж на солнце рассчитывать? И не требовать от детей стабильного сияния?
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева – дети!
И почему дети вдруг хозяева? В каком смысле? Что за перевод стрелок?
Наш мир очень взрослый. Если бы дети стали его хозяевами, всё погибло бы. У детей хромает логика, дети безответственны, они почти ничего не умеют, мало что знают. Хорошо, что дети хотя бы ничего не решают. Пока разберутся в текущем положении вещей, как раз повзрослеют.
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Каким образом будем беречь? Из доступного детям – вроде как только воздушные шарики в небо не отпускать, их вред для природы доказан. Или это не про экологию? А про то, что нехорошо драться?
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
Что всё это значит? Как именно дети должны защищать планету от обид? Кто обидчик? Как предлагается развеивать тучи и дым? Где тот хоровод, в который предлагается встать ребёнку? Зачем он нужен?
Какое же утомительное пустословие. И как же неловко всё это слушать. Может, и в восьмидесятых было неловко? Взрослым. Просто я-то тогда была ребёнком и не обращала особого внимания на смысл. Главное, чтоб было ритмично и все слова были понятными.
Время идет, многое меняется. Но в школьных учебниках хранятся вечные ценности.
Адель выучила, оттарабанила, получила «5», горда собой.