Найти тему

Кто здесь хозяин

Художник Марина Скепнер
Художник Марина Скепнер

В школе Адели задали учить стихотворение.

Владимира Орлова. Я его ещё по своему пионерскому детству помню. Вот такое:

На свете живут

Разноцветные дети.

Живут на одной

Разноцветной планете.

И эта планета

На все времена

У всех разноцветных

Всего лишь одна.

Адель очень бодро принялась всё это декламировать. Ей нравится – ритмично, бойко, все слова простые.

А мне прям не по себе.

Я понимаю, что это старое советское стихотворение. Я посмотрела дату первой публикации – 1984 год. Дружба народов, все дела. На плакатах тогда рисовали белого, жёлтого и чёрного мальчиков. В панамках. Они держались за руки, стояли на земном шаре как на мяче и олицетворяли «миру мир». Но на нынешний слух «разноцветные дети» – это звучит так грубо.

Наверное, в восьмидесятых в этом была своя романтика. Точно помню – была. Мы разные, но общий язык возможен. Однако сейчас в любой районной школе большого города представлено довольно много национальностей. Общий язык между детьми, безусловно, возможен – в большей или меньшей степени, от семьи зависит, от темперамента, от круга интересов, – но цвет кожи тут, тьфу-тьфу, вообще ни при чём.

Кружится планета,

Большая планета,

Ладонями солнца

Она обогрета.

Но греют планету

Намного теплей

Улыбки и смех

Разноцветных детей.

Снова забытая романтика. Планету греют дети. Они должны смеяться и в мирном мире жить. А если им не смешно? Обычно человеку живётся не очень-то весело. В любое время у людей много бед, больших и маленьких. Может, в деле обогрева лучше всё ж на солнце рассчитывать? И не требовать от детей стабильного сияния?

Ведь правда, друзья,

Хорошо на планете,

Когда на планете

Хозяева – дети!

И почему дети вдруг хозяева? В каком смысле? Что за перевод стрелок?

Наш мир очень взрослый. Если бы дети стали его хозяевами, всё погибло бы. У детей хромает логика, дети безответственны, они почти ничего не умеют, мало что знают. Хорошо, что дети хотя бы ничего не решают. Пока разберутся в текущем положении вещей, как раз повзрослеют.

Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой!

Каким образом будем беречь? Из доступного детям – вроде как только воздушные шарики в небо не отпускать, их вред для природы доказан. Или это не про экологию? А про то, что нехорошо драться?

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

Что всё это значит? Как именно дети должны защищать планету от обид? Кто обидчик? Как предлагается развеивать тучи и дым? Где тот хоровод, в который предлагается встать ребёнку? Зачем он нужен?

Какое же утомительное пустословие. И как же неловко всё это слушать. Может, и в восьмидесятых было неловко? Взрослым. Просто я-то тогда была ребёнком и не обращала особого внимания на смысл. Главное, чтоб было ритмично и все слова были понятными.

Время идет, многое меняется. Но в школьных учебниках хранятся вечные ценности.

Адель выучила, оттарабанила, получила «5», горда собой.

Дети
51,7 тыс интересуются