Найти тему

Наличные или банк? Как выгоднее рассчитаться, покупая жилье.

Оглавление

В ЖК "Олимпийская деревня Новогорск" продажей жилья на вторичном рынке от собственников (физических лиц) занимаются менеджеры отдела продаж Химки Групп.

Если человек когда-то инвестировал в квартиру в данном жилом комплексе и теперь хочет ее продать, то он обращается в отдел продаж. И наряду с квартирами от застройщика менеджеры показывают квартиры от физических лиц.
Такую услугу предоставляет очень маленькое количество застройщиков.

Покупая квартиру на вторичном рынке, часто возникает вопрос, как ее оплачивать - наличными средствами или же безналом? Сегодня мы расскажем нюансы обоих вариантов.

НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ

Передача денег при личной встрече

Самым привычным способом оплаты принято считать наличный расчет.
Передача назначенной суммы при личной встрече обладает рядом преимуществ. Продавец
сразу же получает деньги и может ими спокойно распоряжаться. Также отсутствуют какие-либо ограничения по суммам.

Данный вид оплаты очень популярен, так как только он может использоваться в альтернативных сделках. А их насчитывается около 70% от всех сделок на вторичном рынке.
Очень часто люди расплачиваются наличными, когда сделка совершается без участия третьих лиц в простой письменной форме. Подписывается договор, который передается в Росреестр, и происходит оплата.

Но так как мы говорим о миллионах рублей, все же задумайтесь, хорошо было бы заключить сделку в присутствии нотариуса, который в спорной ситуации выступил бы в суде свидетелем.

Банковская ячейка

Расплачиваясь наличкой, люди нередко используют банковские ячейки. Потому что этот способ оплаты достаточно простой и понятный. Покупатель кладет деньги в арендованную банковскую ячейку, а продавец забирает их после того, как в Росреестре будет совершена регистрация перехода прав на жилье.

На время сделки стоимость аренды банковской ячейки (в зависимости от размера) будет от 2 000₽ до 7 000₽.

Важный момент! Деньги, которые хранятся в ячейках банка, не являются его собственностью. Соответственно, они сохранятся, даже если у банка возникнут проблемы. К примеру, если банк лишится лицензии, он все равно по договору будет обязан предоставить вам доступ к ячейке.
Но! Вы будете вынуждены разговаривать со следственными органами, если банк подвергается обыску и выемкам из-за доследственных мероприятий.

Сейфы опечатываются, и назначается время, когда в присутствии арендатора будет проходить вскрытие сейфа и выемка содержимого. Если арендатор не находится, тогда будет назначена комиссия из нескольких человек, при которых вскроется сейф. Все, что находится в ячейке, будет описано и храниться в специальном отделе. Арендатору отправят письмо с уведомлением о выемке, также в нем указывается адрес, откуда арендатор может забрать то, что ему принадлежит.

Подвохи и подстраховка

К сожалению, может случиться так, что наличные средства, которыми будут расплачиваться, окажутся фальшивыми. Поэтому мы настоятельно рекомендуем их проверять. Однако эта услуга не будет бесплатной. Проверка подлинности банкнот стоит около 0,1%-0,3% от общей суммы. Выйдет недешево, но зато вы будете уверены в том, что вас не обманули. Проверяйте, даже если покупатель принес деньги в запаянной банковской упаковке. Потому что фактическое наличие денег может не соответствовать цифре, написанной на упаковке.

Хранение денег в банковской ячейке также нельзя назвать безопасным на 100%. В последние годы эти ячейки вскрываются и опустошаются. То, что там были миллионы, недоказуемо. При расчетах через ячейку банк не несет ответственность за сохранность ее содержимого, он отвечает только за сам сейф.
Но здесь могут прийти на помощь
секьюр-пакеты. Они продаются в банке. Их никто не сможет открыть без повреждения, потому что они одноразовые. На каждом написан свой уникальный номер, и прилагаются бирки с этим же номером. То есть когда пакет упаковывается, от него отрывается бирка. Во время закладки и выемки из ячейки сравниваются номера на бирке и на пакете.

Есть еще один нюанс. Покупателю нужно довезти деньги до банка, а продавцу - забрать. Чтобы обезопасить себя, можно обратиться за помощью к инкассаторам. Их услуги стоят примерно 5 000₽-10 000₽. Зато вы будете спокойны и исключите мысли о нападении и краже денег.

БЕЗНАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ ПРИ ПОКУПКЕ КВАРТИРЫ

К безналичной оплате можно отнести аккредитив, депозит у нотариуса и номинальный счет ООО "Центр недвижимости от Сбербанка". Он часто используется при покупке недвижимости.

С помощью аккредитива покупатель оставляет поручение банку передать средства продавцу, когда он предоставит договор о переходе прав, который обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре. По факту, это безналичная банковская ячейка.

Депозит у нотариуса. Очень похож на предыдущий вариант, только роль банка играет нотариус. Такая услуга будет стоить примерно 1 500₽.

Очень схожа услуга номинального счета в ЦНС Сбербанка. Покупатель переводит средства на счет центра, тот проверяет, зарегистрирован ли переход прав в Росреестре, и отправляет деньги на счет продавца. Цена этой услуги - 2 000₽.

Чтобы открыть аккредитив на срок от 30 до 60 дней, к примеру, в Сбербанке, Вам понадобится 2 000₽.
Но есть банки, в которых такая услуга
бесплатная при условии, что сумма аккредитива будет не меньше 2 000 000₽.

Вы должны помнить, что оплата через аккредитив (как и банковский сейф) имеет временные ограничения. Аккредитив можно продлить, и в большинстве банков это делается бесплатно. Нужно просто подписать дополнительное соглашение. Но, к сожалению, это не относится к банковскому сейфу. Здесь вам придется доплатить за дополнительные дни или месяцы.

Подвохи и подстраховка

Хотим предупредить вас о существующей опасности потери денег при использовании банковского аккредитива. Если вдруг банк лишится лицензии, то вернуть средства не получится. Так кто же потеряет деньги? Продавец или покупатель? Все зависит от Росреестра. Если он не успел зарегистрировать договор перехода прав, тогда деньги теряет покупатель. Если же успел, то продавец.

Если вдруг кто-то из участников сделки сомневается по поводу расчета через аккредитив, просто сузьте список банков до топ-5 финансовых организаций с госучастием.

Федеральная нотариальная палата утверждает, что, если банк прекращает работу, деньги, которые находятся на депозитном счету нотариуса, будут сразу же отданы нотариусу и переданы их владельцу.

Не забудьте предусмотреть вариант, когда одна из сторон может отказаться от сделки. Это обязательно нужно будет заранее обсудить как со второй стороной, так и с банком.

СДЕЛКИ В ВАЛЮТЕ

Между физическими лицами вполне возможна оплата в валюте, если обе стороны согласовали это условие. При этом, чаще всего в договоре указывается сумма в российских рублях.
Расчеты в валюте актуальны
для приобретения квартир бизнес-класса или в случаях, когда продавец планирует в дальнейшем покупку жилья за границей.

При таком виде оплаты рискует только продавец, так как за время проведения сделки курс валют может поменяться. Именно поэтому рекомендуется включать в договор пункт, где указан минимальный или максимальный курс валют, при достижении которых стороны могут отказаться от сделки без уплаты штрафов и пени.