Если к написанию диплома вы приложили ровно столько усилий, сколько требуется, чтобы создать папку «диплом» на рабочем столе, пора срочно что-то делать. Подсказываем, что именно.
Кстати, напоминаю, что несколько месяцев назад мы с вами обсуждали приемы, которые сделают диплом/курсовую/диссертацию сильнее. Тем, кто ещё не читал, очень советую!
1. Всегда составляйте план
Нет, нет, не пропускайте этот пункт! Потом скажете себе «спасибо».
Если начистоту, план диплома в ходе работы может измениться 100 раз. И это даже хорошо, если он скорректируется. Значит, вы глубже погрузились в тему, стали подмечать какие-то аспекты, которые на начальном этапе казались маловажными.
Но мы про другой план – план ваших действий! Составляйте его каждую неделю. Детально. По пунктам. Вот сегодня вы просматриваете научные работы по теме и набираете минимум 15-20 теоретических источников. Завтра ещё столько же + читаете 3 главы из нужной заумной книги (Вы же что-нибудь читаете, правда? Не только гуглите?) и т.д.
Зачем нам это нужно? Это как с планами на день. Занесенные в планер, они уже не кажутся мифическими и абстрактными делами. Вы понимаете, что конкретно вам нужно выполнить. А ещё вы структурируете мысли, наводите порядок в голове, определяете первоочередные задачи.
2. Осваивайте навыки беглого чтения
Или просто старайтесь читать максимально быстро. Не нужно сидеть на одном учебнике неделю, так вы ничего не успеете. Конечно, быстрое чтение требует максимальной концентрации, чтобы успеть уловить суть и вообще понять, о чем ты читаешь. Значит, долой все соц.сети и другие отвлекающие факторы!
3. Делайте заметки
В процессе чтения выделяйте все важные мысли, выписывайте их (лучше всего сразу со всеми необходимыми данными, чтобы потом оформить в библиографический список). Всё это пригодится для написания теоретической части. Не думайте, что, когда настанет время, вы внезапно вспомните где и что вы прочитали. Это так не работает.
Свои мысли, кстати, тоже стоит выписывать. Может, вам внезапно пришла в голову какая-то крутая фраза, которую стоит использовать во второй главе или вы уже сформулировали один из выводов для заключения. Запишите, не надейтесь на свою память. К сожалению, такие вещи быстро забываются.
4. Правильно пользуйтесь методичкой
Не фыркайте возмущенно, этот совет реально важный. Во-первых, если вам по какой-то причине не выдали методичку или вы вообще не знаете о её существовании, срочно бегите на кафедру и требуйте сие пособие.
Во-вторых, важно понимать, что не все требования методички нужно выполнять сразу.
В ходе работы советуем посмотреть, как в вашем учебном заведении требуют оформлять цитаты, библиографический список, какие требования к шрифту, интервалам, кеглю и т.д. Сразу же делайте всё в соответствии с этими требованиями – иначе потом придется перечитывать текст на 10 раз, чтобы переоформить какую-нибудь цитату.
А вот сноски, таблицы, оглавление по всем правилам лучше делать в конце работы.
5. Введение и заключение оставляйте под занавес
Некоторые преподаватели настойчиво требуют, чтобы написание диплома вы начинали с введения. Как они до этого доходят – непонятно. Чтобы написать введение, нужно прежде написать всю работу, переосмыслить её, понять, какие методы вы использовали, какие выводы получили, что вообще всё это значит…Да, да, я о введении, не о заключении, хотя и его рекомендую оставлять под конец.
Максимум, что можно сделать на начальном этапе (и это правильно) – написать хороший план-содержание…Но зачем писать введение, которое в итоге вы перепишите от и до (уж поверьте, так и будет)?
6. Пишите так, как хочется
Не ставьте себе цель: сегодня я дописываю первую главу. Ставьте цель: сегодня я напишу не меньше 10-ти страниц. Почему так? Дело в том, что эти рамки нас очень стесняют. Ну не дописывается сегодня 1-я глава, недостаточно информации, нет на это вдохновения (нужное подчеркнуть), а вот для практической части есть пара хороших мыслей…Вот её и пишите.
Конечно, некоторую последовательность работ желательно соблюдать, чтобы не запутаться. Например, я бы всё-таки не рекомендовала, как в этом примере, прыгать из теории в практику. Но вот в рамках одной главы можно передвигаться свободно, начиная писать с того места, с которого удобно. Потом «склеите» кусочки в цельный текст с помощью пары предложений – и все дела!
❗Друзья, если эта статья была для вас полезной, то поддержите её комментарием или пометкой «нравится». Так будет понятно, о чем именно вам интересно читать.