Новый вид оценки платёжеспособности клиента – скоринг, он стал широко применяться специалистами кредитных организаций. Манера поведения заёмщика в его социальных сетях позволяет программному обеспечению характеризовать личность и сделать прогноз на будущее сотрудничество. Влияние менеджеров кредитной организации на исход автоматизированной проверки исключено. Важна совокупная оценка таких показателей:
- Возраст.
- Пол.
- Место жительства.
- Работа.
- Должность.
Это создаёт уровень надёжности для анкеты заёмщика. Уровень может быть плохим или хорошим, исходя из количества набранных оценок, или, проще сказать, предоставляется степень доверия. Исходя из начисленных балов, система принимает решение об одобрении или отказе в выдаче ссуды.
Хронология кредитного скоринга посредством социальных сетей
Будущий клиент регистрируется на сайте кредитной организации. Это можно сделать через любой профиль популярной социальной сети:
- Вконтакте.
- Одноклассники.
- Facebook.
- Twitter.
Изучая профиль клиента в социальных сетях, заёмщику присваиваются определённые баллы. В зависимости от их количества, анкета будет помещена в сильную или слабую группу. Все исследования профиля происходят только с его согласия. Для этого он разрешает доступ к данным своей страницы. При необходимости, снимает ограничения в отделе приватности. Особое приложение производит автоматизированный мониторинг страницы хозяина, смотрит информацию о его друзьях, в каких группах он состоит. Оценивает его пристрастия к жанрам музыки и фильмам. Какие сайты он предпочитает посещать. Какого характера посты выкладывает в своей ленте и т.п. Для каждой социальной сети существует своё программное обеспечение скоринга. Это связано с тем, что социальные сети имеют различную структуру универсальной платформы.
Кредитный (социальный) скоринг не один год применяется крупнейшими кредитными организациями:
- Хоум Кредит.
- Альфа-Банк.
- Бинбанк.
- ОТП Банк.
- Уралсиб.
Однако такой вид сбора сведений не гарантирует достоверной информации. Мошенничество в этой сфере хорошо процветает. Недобросовестные заёмщики создают положительные профили в социальных сетях, по сути, являющиеся маской.
Кредитный скоринг подходит для микрофинансовых организаций. Автоматизированный процесс позволяет обработать большое количество заявок. Моментальное рассмотрение данных позволяет иметь преимущество перед банками. Суммы кредитов небольшие - до 50 тысяч рублей. В процентную ставку включены высокие риски невозврата.
Отсутствие поручителей, различных справок, собеседований, снижения требований к заёмщику для быстрой процедуры принятия решения по заявке - всё это заложено в стоимость кредитного продукта. Инженеры-технологи социальных сетей регулярно разрабатывают программы скоринга. Например, не так давно, технологи социальной сети Facebook создали и получили патент на систему, которая способна определить платежеспособность потенциального заёмщика, основываясь на списке его друзей. Руководитель компании Тинькофф-Банк заявил о приобретении этого продукта.
Заключение
Кредитный скоринг хоть и используется в сфере банковского обслуживания, но повсеместное применение пока так и не нашел. Если верить некоторым данным финансовых аналитиков, общий процент апроприации в сфере кредитования - около 50-60%. В большинстве случаев это применяется в МФО. Но интернет-технологии будут и дальше развиваться. Старая модель оценки платёжеспособности клиента постепенно будет отмирать. Последовать примеру МФО крупным банкам, скорее всего, придётся, иначе выжить в нынешних условиях экономической политики получится далеко не у всех.
Ставьте лайки, читайте статьи на сайте Кредитмониторинг, подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Благодарим