Пабло Пикассо — известный испанец, добившийся славы и денег, один из главных идеологов кубизма и ниспровергатель классического искусства. Умели они с Жоржем Браком поставить всё с ног на голову. Отныне никакого исторического контекста! Лишь обезьяны повторяют точь-в-точь! Настоящий художник не может останавливаться на простом копировании реального мира. Искусство должно очиститься от ненужных наслоений и зазвучать по-новому!
В своем уютном парижском гнездышке Пикассо наслаждался жизнью. И пусть весь мир с его суетой и бедами останется в стороне. Пархая между женой и любовницей, художник рисовал портреты то одной, то другой. Этот мир страстей, приправленный перцем склок, нравился горячему испанцу.
Но всё чаще ему снилась родина и её корриды. В то время Испания была расколота. В стране шла гражданская война. Каждая сторона отстаивала право считать только её ценности правильными.
Традиционалисты видели в социалистах (а их в республиканских правительствах было большинство) посланников Антихриста, готовых разрушить институты, составляющие для них суть Испании: Церковь, Армию, Землю. Хуже того, республиканская демократия могла оказаться троянским конём, в чреве которого в страну могут проникнуть анархизм и коммунизм профсоюзов, а это, в свою очередь, ввергло бы саму христианскую нацию в пучину революции безбожников. Социал-демократы со своей стороны, воспринимали консерваторов как оплот богатства, предрассудков и привилегий. В стране было слишком много монахов, слишком много офицеров и безземельных крестьян, едва способных себя прокормить.
Из книги Саймона Шама "Сила искусства".
Генерал Франсиско Франко ради спасения Испании от социализма и атеизма готов был расстрелять полстраны. Под его руководством велись боевые действия. Поддержку с воздуха обеспечили ВВС Третьего Рейха и Италии.
Когда в музей Прадо попала бомба, это стало ударом для Пикассо. Борец за чистое искусство вдруг испугался за наследие своих предков. Как так?! Картины Веласкеса и Гойи могут погибнуть! Такого допускать нельзя. Художник согласился стать директором музея, чтобы помочь сохранить экспонаты.
Пикассо испытал настоящее горе, когда узнал историю испанского городка Герника. Он был колыбелью национального самосознания басков — их языка, истории, этнической принадлежности. Баски заняли оппозицию к генералу Франко, который решил устроить карательную операцию с целью устрашения. 26 апреля 1937 года на мирный городок было сброшено несколько бомб, немецкие летчики расстреливали беззащитных жителей из пулемётов. Герника превратилась в руины и пепел.
Картина Пикассо "Герника" избавлена от натуралистических подробностей и привязки к какому-то конкретному месту. Здесь мы видим страдания и боль людей: вопли ужаса, распростертые тела, вскинутые к небу руки. Нет никакой надежды, только серая обреченность и беспомощность. Это ни месть, ни воздаяние, а просто циничная расчетливость холодного рассудка. Смерть людей — всего лишь козырь в грязных играх. Ничего личного, просто политика.
Сегодня у нас нет недостатка в страшных событиях, способных пробудить в черно-белых фигурах изначально заложенную мощь. В феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступал перед советом ООН относительно возможности вторжения в Ирак. Пресс-конференция должна была состояться в месте, где на стене висел гобелен, представляющий копию "Герники". Вызывающее изображение смутило присутствующих, и решено было завесить его стандартным ооновским задником голубого цвета. Оказалось, мировые политики и СМИ не способны спорить с шедеврами. Только не с "Герникой".
Если вам нравятся мои публикации, вы можете: поставить лайк, сказать "спасибо", поделиться в соц. сетях или поддержать мой блог финансово.
Автор — Ирина Лямшина