Найти в Дзене
Анна Антохина

Обучение математике при помощи игровых технологий учащихся средней школы

Основной задачей обучения в современной школе является воспитание всесторонне образованного и развитого человека. Необходимо раскрыть максимальный потенциал ребёнка, привлекая его индивидуальные способности, интересы и особенности.

Формируя процесс обучения математике, особенно важно учитывать вышеперечисленные требования, поскольку ориентирование на «среднего» ученика в современном образовании вызывает негативные последствия, в частности : дети, которые обладают меньшей степенью восприимчивости и умением оперировать абстрактными понятиями, начинают сомневаться в своих способностях, и считают, что «математика- это не их предмет». В то же время более сильные ученики теряют заинтересованность к изучаемой дисциплине, что впоследствии может привести к полному нежеланию развивать свои способности в этой области.

Для того чтобы приспособить отобранный математический материал к школьному изучению, педагогика математики подвергает его «дидактической обработке», включающей анализ логической структуры подлежащего изучению материала, рассмотрение различных возможных вариантов его построения и их сравнение, подбор необходимых примеров, конкретных ситуаций, упражнений и задач, оправдывающих изучение этого материала, иллюстрирующих основные понятия и приложения

Методы педагогики математики

Методы, которыми оперирует педагогика математики- весьма разнообразны, однако для работы было исследовано несколько:

1 Изучение, обобщение и использование положительного опыта современного преподавания математики

Этот раздел методик представляет собой все творческие разработки, заимствование удачного опыта зарубежных коллег, а также поиск оригинальных методических решений освещения сложных тем в математике.

2 Метод «переноса» идей, методов, языка математической науки в школьное обучение математике.

На мой взгляд в настоящее время, проблема подобного «перевода» стоит наиболее остро, потому что в основном, книги по обучению математики содержат «сухой» труднодоступный для понимания ребёнком текст.

3 Эксперимент

Резюмируя вышесказанное, стоит также добавить и о проблемах, возникающих в ходе преподавания математики уже на протяжении многих лет. Во- первых, методика преподавания математики на настоящий момент поставлена так, что темы алгебры никак не связаны друг с другом, они представляют собой конгломерат из разнородных частей, подобная же ситуация наблюдается и в геометрии. Во-вторых, геометрия изолирована от остальных математических дисциплин. Сохранение в школьном преподавании устаревшей системы изложения Евклида препятствует проникновению в геометрию идей и методов алгебры. В – третьих, математика изолирована от других предметов, которые преподаются в школьной программе, особенно это касается физики. Иногда эта изоляция бывает настолько глубокой, что учащиеся не могут разглядеть в физической ситуации знакомые им математические модели, а значит, не могут воспользоваться аппаратом математики для описания этой ситуации и решения связанных с нею задач. В – четвёртых, на мой взгляд, присутствует некоторая оторванность математики не только от предметов школьной программы, но и от жизненных ситуаций в целом. Думаю, что одним из способов избежать столь огромной пропасти между «математическим и житейским» является применение деловых математических игр.

В чём же преимущества подобных игр?

Во-первых, при грамотном построении плана урока можно привить ученику знания в таких областях как: экономика, линейное программирование, логика, этика делового поведения и общения. Во – вторых, игры такого рода учат ребёнка работать в команде и нести ответственность за свой коллектив, а также формируют определённую культуру общения. В – третьих, школьнику проще усваивать новую информацию, принимая её в привычной для него форме – игровой.

Учебная деловая игра на уроках математики

Для разнообразия игру можно проводить в формате популярной игры «Что?Где?Когда?». Игра подходит для учеников средней и старшей школы.

Ход игры:

1 Подготовительный этап. Класс разбивается на группы, учащиеся знакомятся с правилами игры. Суть такова: каждому выдаётся задание и даётся некоторое время для того, чтобы решить пример или задачу. После того, как время выйдет, команда должна выбрать представителя для решения задания у доски

2 Обсуждение конкретной темы игры. В зависимости от того, какие разделы были пройдены, педагог формирует задания на игру, в частности, можно использовать задания повышенной трудности

3 Выполнение заданий. Выделяется время для решения выданных заданий. В зависимости от трудности задания может быть выделено разное количество времени

4 Взаимное рецензирование. Проводится внутрикомандный обмен образцами решений заданий, и заполнения бланков обратной связи.

5 Проводится защита проектов, путём записи на доске. На этом этапе демонстрируется решение предложенного решения, также оценивается

способность ученика аргументировано отстаивать свою позицию в ходе решения

6 Подведение итогов. Проводится обсуждение заданий, а также проводят выявление оптимальных решений каждого из заданий.

-2

Выводы

Про изучении литературы на тему методики преподавания математики было выявлено, что

зачастую предмет математики разделён от нужд смежных с ней предметов, а также житейских ситуаций.

Для этого можно использовать деловые математические игры, которые развивают как и математические способности школьников, так и социально – коммуникативные навыки.

Анализируя игру «Что?Где?Когда?», можно выявить некоторые положительные стороны деловой игры:

умение работать с заданием в сжатые промежутки времени, что несомненно является плюсом при подготовке к выпускным экзаменам, при решении математических задач повышенной сложности – это возможность выявить учеников, наиболее способных к изучению этой дисциплины, развивает умение работать в команде и развивает аргументированно отстаивать свою позицию