Основной задачей обучения в современной школе является воспитание всесторонне образованного и развитого человека. Необходимо раскрыть максимальный потенциал ребёнка, привлекая его индивидуальные способности, интересы и особенности.
Формируя процесс обучения математике, особенно важно учитывать вышеперечисленные требования, поскольку ориентирование на «среднего» ученика в современном образовании вызывает негативные последствия, в частности : дети, которые обладают меньшей степенью восприимчивости и умением оперировать абстрактными понятиями, начинают сомневаться в своих способностях, и считают, что «математика- это не их предмет». В то же время более сильные ученики теряют заинтересованность к изучаемой дисциплине, что впоследствии может привести к полному нежеланию развивать свои способности в этой области.
Для того чтобы приспособить отобранный математический материал к школьному изучению, педагогика математики подвергает его «дидактической обработке», включающей анализ логической структуры подлежащего изучению материала, рассмотрение различных возможных вариантов его построения и их сравнение, подбор необходимых примеров, конкретных ситуаций, упражнений и задач, оправдывающих изучение этого материала, иллюстрирующих основные понятия и приложения
Методы педагогики математики
Методы, которыми оперирует педагогика математики- весьма разнообразны, однако для работы было исследовано несколько:
1 Изучение, обобщение и использование положительного опыта современного преподавания математики
Этот раздел методик представляет собой все творческие разработки, заимствование удачного опыта зарубежных коллег, а также поиск оригинальных методических решений освещения сложных тем в математике.
2 Метод «переноса» идей, методов, языка математической науки в школьное обучение математике.
На мой взгляд в настоящее время, проблема подобного «перевода» стоит наиболее остро, потому что в основном, книги по обучению математики содержат «сухой» труднодоступный для понимания ребёнком текст.
3 Эксперимент
Резюмируя вышесказанное, стоит также добавить и о проблемах, возникающих в ходе преподавания математики уже на протяжении многих лет. Во- первых, методика преподавания математики на настоящий момент поставлена так, что темы алгебры никак не связаны друг с другом, они представляют собой конгломерат из разнородных частей, подобная же ситуация наблюдается и в геометрии. Во-вторых, геометрия изолирована от остальных математических дисциплин. Сохранение в школьном преподавании устаревшей системы изложения Евклида препятствует проникновению в геометрию идей и методов алгебры. В – третьих, математика изолирована от других предметов, которые преподаются в школьной программе, особенно это касается физики. Иногда эта изоляция бывает настолько глубокой, что учащиеся не могут разглядеть в физической ситуации знакомые им математические модели, а значит, не могут воспользоваться аппаратом математики для описания этой ситуации и решения связанных с нею задач. В – четвёртых, на мой взгляд, присутствует некоторая оторванность математики не только от предметов школьной программы, но и от жизненных ситуаций в целом. Думаю, что одним из способов избежать столь огромной пропасти между «математическим и житейским» является применение деловых математических игр.
В чём же преимущества подобных игр?
Во-первых, при грамотном построении плана урока можно привить ученику знания в таких областях как: экономика, линейное программирование, логика, этика делового поведения и общения. Во – вторых, игры такого рода учат ребёнка работать в команде и нести ответственность за свой коллектив, а также формируют определённую культуру общения. В – третьих, школьнику проще усваивать новую информацию, принимая её в привычной для него форме – игровой.
Учебная деловая игра на уроках математики
Для разнообразия игру можно проводить в формате популярной игры «Что?Где?Когда?». Игра подходит для учеников средней и старшей школы.
Ход игры:
1 Подготовительный этап. Класс разбивается на группы, учащиеся знакомятся с правилами игры. Суть такова: каждому выдаётся задание и даётся некоторое время для того, чтобы решить пример или задачу. После того, как время выйдет, команда должна выбрать представителя для решения задания у доски
2 Обсуждение конкретной темы игры. В зависимости от того, какие разделы были пройдены, педагог формирует задания на игру, в частности, можно использовать задания повышенной трудности
3 Выполнение заданий. Выделяется время для решения выданных заданий. В зависимости от трудности задания может быть выделено разное количество времени
4 Взаимное рецензирование. Проводится внутрикомандный обмен образцами решений заданий, и заполнения бланков обратной связи.
5 Проводится защита проектов, путём записи на доске. На этом этапе демонстрируется решение предложенного решения, также оценивается
способность ученика аргументировано отстаивать свою позицию в ходе решения
6 Подведение итогов. Проводится обсуждение заданий, а также проводят выявление оптимальных решений каждого из заданий.
Выводы
Про изучении литературы на тему методики преподавания математики было выявлено, что
зачастую предмет математики разделён от нужд смежных с ней предметов, а также житейских ситуаций.
Для этого можно использовать деловые математические игры, которые развивают как и математические способности школьников, так и социально – коммуникативные навыки.
Анализируя игру «Что?Где?Когда?», можно выявить некоторые положительные стороны деловой игры:
умение работать с заданием в сжатые промежутки времени, что несомненно является плюсом при подготовке к выпускным экзаменам, при решении математических задач повышенной сложности – это возможность выявить учеников, наиболее способных к изучению этой дисциплины, развивает умение работать в команде и развивает аргументированно отстаивать свою позицию