Вы решили открыть бизнес. Отлично! Но до момента воплощения вашей идеи в реальность может утечь слишком много денег. Гораздо больше, чем вы на это рассчитывали. Ведь вкладывать деньги вы начнете еще до того, как вы что-то откроете, плюс вложения после открытия хотя бы для того, чтобы наработать клиентскую базу. Как узнать, сколько денег вам нужно и можете ли вы себе это позволить?
Начинающему предпринимателю и не только трудно предположить как будет развиваться бизнес. Какие будут издержки и прибыль никто не знает наверняка, но предположить и посчитать мы можем. А ещё мы можем собрать информацию о том, как это было у других. Любой бизнес нуждается в финансовых расчетах. Для того чтобы увидеть картину бизнеса в целом, составляется финансовая модель.
Финансовая модель - это описание развития компании в денежном выражении. При помощи финмодели вы увидите в каком состоянии ваш бизнес, его сильные и слабые стороны, где нужно поднажать, чтобы увеличить прибыль, что нужно сделать, чтобы не уйти в минус, можно ли получить от бизнеса столько, сколько вы ожидаете и найдёте ещё множеств ответов на подобные вопросы.
Как она составляется?
1. Определяем свою бизнес модель
Прежде чем создать реалистичную финансовую модель вашего бизнеса, нам нужно определить цель для которой она нужна. Если вы открываете что-то новое, то нужно определить существует ли спрос на ваш продукт или услугу. Если бизнес уже функционирует, дополнительные исследования не помешают для того, чтобы цифры соответствовали действительности.
Например, вы решили открыть линию по производству сока класса премиум. Где вы хотите открыть своё предприятие? Какова конкуренция на рынке? Кто ваш потребитель? Какие магазины заинтересуются вашим товаром? Какие факторы влияют на спрос (время года, цена и тд.)?
Конечно, вопросы и ответы зависят от вашей бизнес-идеи, но смысл в том, что нужно получить подробные ответы, на этих данных будет строиться финансовая модель - сколько вы должны вложить и чего ожидать.
2. Просчитываем варианты
Какую прибыль можно ожидать? Конечно эту цифру можно узнать, только тогда, когда предприятие начнет функционировать. Но существуют способы оценки ожидаемого дохода.
3. Оценка сверху вниз
Этот способ оценки основан на рассмотрении общего размера рынка и оценке доли рынка, которую может достичь ваш бизнес. Если вы достигните 10% доли рынка в своей нише, то можно предположить величину потенциального дохода и оценить издержки на достижение этой цели. Преимущества этого метода в том, что он прост и быстр, недостатки - его неточность.
Как определить свою нишу? Насколько точны данные, которые вы получили? Это трудно проверить. Соответственно результат оценки может быть оптимистичным, но мало реалистичным. Но эти данные дадут вам какую-то картину о ситуации на рынке, и возможностях развития вашего бизнеса.
4. Оценка снизу вверх
С помощью этого метода вы складываете различные расходы вашего бизнеса и разносите их по каждому месяцу. Здесь уже нужно предположить и посчитать сколько нужно продать продукции и по какой цене, чтобы выйти на прибыль.
Недостатком данного метода является то, что вам нужно учитывать много переменных, а это очень трудоемкий процесс. Но на выходе вы получаете цифры более или менее приближенные к реальности.
5. Рассчитываем начальные затраты
Здесь мы рассчитываем затраты на запуск бизнеса. Сколько денег вы потратите на регистрацию (ИП/ООО), какова будет аренда, цена оборудования, которым вы будете пользоваться и т.д.
6. Точка безубыточности
Хороший способ проверить свои успехи - рассчитать точку безубыточности. Это количество предметов, которые вам нужно продавать каждый день (или неделю, или месяц), чтобы покрыть ваши расходы.
Точка безубыточности рассчитывается по простой формуле. Доход от безубыточности = фиксированная стоимость / процент валовой прибыли
7. Валовая прибыль в % или % валовой маржи
Например, сколько прибыли приходится на каждую пачку сока, которую мы продаём? Допустим, наш сок продается по 100 рублей за пачку (это сок премиум качества). Фрукты и другие ингредиенты стоят 60 рублей, что дает нам здоровую валовую прибыль в 40 рублей. Разделив валовую прибыль на конечную цену (100 рублей) мы получим валовый доход в процентах: 40%.
8. Постоянные затраты
Это просто регулярные расходы, которые мы несем каждый месяц, чтобы предприятие функционировало: аренда, коммунальные услуги, зарплата персонала и так далее. Это те расходы, которые имеются у предприятия после того, как бизнес запущен.
Для примера мы возьмем размер постоянных затрат на предприятии - 40 000 р.
Точка безубыточности.
Берем нашу формулу и рассчитаем точку безубыточности.
40 000 р./40% = 100 000 р.
Конечно, наш пример сильно упрощен, для составления общей картины. Но здесь мы наглядно видим, чтобы заработать 100 000 тыс. р. нам нужно реализовать 1000 пачек сока. Если мы реализовываем меньше, то предприятие уходит в минус.
9. Складываем всё вместе
Теперь, когда определили бизнес- модель, рассчитали затраты, нашли точку безубыточности можно собрать нашу финансовую модель.
Финансовую модель обычно собирают в Excel, чтобы вести все расчеты в таблице.
Конечно это модель приближена к реальности, но это пока ещё не реальность. Когда бизнес начнет функционировать, вы начнете общаться с клиентами, поставщиками, персоналом, вы обнаружите другие расходы, о которых вы раньше и не думали.
Составление бизнес модели даст вам понимание вашего бизнеса.