Найти тему
Монтессори.Дети

Когда слова «стоп» и «опасно» действительно остановят ребёнка

Важно грамотно формулировать запреты для ребёнка. Например, ребёнок бежит в сторону проезжей части. Можно сказать: «Стоп, опасно», и добавить: «На дорогу запрещено».

Обратите внимание, что здесь используются слова-сигналы. Они без частички «не», очень короткие и слово «стоп», является сигнальным словом, которое останавливает действие.

Частичка «не» имеет противоположный эффект. Допустим, я вам говорю: «Не думайте о белой обезьяне, она белая, пушистая, но вы о ней не думайте». Сейчас, если я продолжу, то вы поймаете себя на этой мысли, начнёте думать о белой обезьяне.

Частичка «не» запускает действие, которое мы запрещаем. Поэтому очень важно оговаривать какие-то правила или просто обращаться к ребёнку, используя позитивные глаголы, то есть глаголы побуждения без частички «не».

Теперь то, что касается слова «опасно». Здесь мы тоже часто допускаем ошибку, используя его неправильно.

Например, кричим, когда ситуация ещё не произошла: «Не беги на дорогу, это опасно!» Ребёнок смеётся и бежит дальше в сторону дороги. Со стороны взрослого это выглядит ужасно — он в панике, он пытается остановить ребёнка. А вот со стороны ребёнка ситуация выглядит иначе: «Я бегу, мама бежит за мной и что-то кричит, это весело, это такая игра».

В данном случае слово «опасно» не действует, потому что его необходимо сначала употребить в более мягких, но действительно опасных ситуациях, когда неприятность уже произошла.

Например, когда ребёнок бежал, упал, ударился коленкой. Он плачет, идёт кровь, вы его успокаиваете, показываете на угол стула или стола, о который он стукнулся и говорите: «Опасно!» Так у ребёнка слово «опасно» связывается с какими-то последствиями, с какой-то неприятной ситуацией. И тогда, когда уже есть реально опасная ситуация, ваше слово «опасно» будет действовать.

Вера Могилёва — к.п.н., Монтессори-педагог АМИ