Цена на топливо отчетливо росла в прошлом году, но потом правительство договорилось с нефтяниками, с тех пор цены почти не растут
Как мы все хорошо помним, летом прошлого года топливо резко выросло в цене. Тогда все объяснили просчетами правительства, которое запустило налоговый маневр – пошлины на вывоз нефти снизили, взамен увеличив налог на добычу нефти.
Получилось так, что нашим НПЗ приходилось покупать нефть по той же цене, что и для европейцев. Цены на бензин вместе с повышением пенсионного возраста и НДС привели к тому, что россияне перестали доверять властям (как будто они раньше доверяли государству).
Но, как ни странно, власти смогли зафиксировать цены на достаточно стабильном уровне: за год бензин подорожал менее, чем на рубль. Скорее всего, помогло соглашение с нефтяниками, которые пообещали не повышать оптовые цены для АЗС.
Это средние цены по стране, скорее всего, в отдаленных регионах топливо стоит дороже (иногда намного дороже), поэтому ругаться на график не нужно.
Что будет дальше?
В 2020 году налоговый маневр будет продолжаться, но теперь нефтяники будут получать субсидии от государства.
Но бензин все равно подорожает. Есть несколько точек зрения:
- официальные. Минфин обещает, что топливо подорожает максимум на процент инфляции (который, кстати, они обещают на уровне 3% в год). То есть, это уже не 45 рублей, но еще и не 50;
- Институт Гайдара и РАНХиГС. Там пообещали, что в конце 2020-го бензин будет стоить 48,97 рублей.
Независимые аналитики более категоричны. Аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский посчитал, что за последние 10 лет бензин дорожал на 8,465% в год. Он даже построил график:
И если сейчас 95-й стоит 46,15 рублей (данные по Яндексу), то через год получаем цену в 50,06 рублей. Сам Голубовский говорит, что по этой методике можно спрогнозировать цену в 49-50 рублей за литр.
Но есть и иной путь. Институт Гайдара и РАНХиГС посчитали, что если бы власти субсидировали нефтеперерабатывающие заводы, им удалось бы неплохо сбить цену на бензин.
Другими словами, правительство должно выделять субсидии для НПЗ, причем суммы, сопоставимые с объемами переработки нефти. То есть, перерабатывающие заводы смогли бы покупать нефть фактически по тем же ценам, что и до налогового маневра.
Ценами на АЗС можно было бы управлять, снижая акциз на топливо. Правда, тогда не хватит денег для дорожных фондов. Как посчитали эксперты, даже за 5 лет при таком сценарии бензин подорожает до 48,67 рублей за литр.
Конечно, нужны были бы дополнительные деньги. Но в текущем году бюджет просто лопается от денег, за первые 10 месяцев профицит превысил 3 триллиона рублей.
И ведь более субсидии и снижение акциза помогли бы создать новые рабочие места в нефтянке, снизить цены на логистику (дешевые продукты), снизить социальное напряжение.
Увы, в правительстве считают иначе – маневр продолжается, акциз не просто остается, а повышается на 3,6% в 2020 году.