Налоговая система может использоваться для субсидирования экологически выгодных товаров или действий, например, путем освобождения от НДС энергоэффективных приборов или льготных норм амортизации для капитальных вложений в возобновляемые источники энергии или борьбы с загрязнением окружающей среды.
Однако, как и другие субсидии, налоговые льготы имеют ряд важных ограничений.
Ограничения в субсидировании налоговых льгот и причины их появления
Поскольку трудно субсидировать все потенциальные экологически выгодные альтернативы вредной деятельности (некоторые из которых, возможно, еще не существуют), налоговые субсидии неизбежно связаны с «отбором победителей», что может отрицательно сказаться на других хороших альтернативах.
Например, в отличие от налога на дорожное топливо, субсидирование транспортных средств с низким уровнем выбросов не стимулирует пассажиров к рассмотрению альтернативных видов транспорта, таких как общественный транспорт или велоспорт.
В целом составление перечня статей или характеристик, определяющих право на получение налоговых льгот, сопряжено с трудностями, а администрирование налоговых льгот становится все более сложным по мере того, как предпринимаются дополнительные усилия по целевому назначению налоговых льгот, что предполагает компромисс между эффективностью и административными расходами.
Снижая затраты, налоговые субсидии могут косвенно увеличивать загрязнение окружающей среды. Например, в отличие от налога на выбросы транспортных средств или дорожного топлива, субсидия для гибридных электромобилей может стимулировать людей ездить больше.
Часто оказывается, что налоговые льготы обеспечивают субсидирование действий, которые были бы предприняты в их отсутствие, что приводит к ограничению дополнительных инвестиций. Они часто также непропорционально накапливаются в более богатых семьях.
Кроме того, было отмечено, что налоговые стимулы приводят к более высоким ценам предложения, вместо или в дополнение к более широкому принятию предполагаемого поведения.
Налоговые льготы являются формой расходования государственных доходов, в отличие от налогов, которые увеличивают государственные доходы. Это, как правило, способствует использованию налогов, поскольку государственные доходы обычно ограничены.
Эти ограничения налоговых льгот не означают, что они никогда не должны использоваться, но предполагают осторожность и что они, вероятно, должны использоваться реже или разрабатываться более строго, чем в настоящее время.
Налоговые стимулы как инструмент выбора политики
Там, где есть положительные внешние эффекты — т. е. где рынки обеспечивают слишком мало деятельности по сравнению с тем, что является социально полезным, — налоговые стимулы могут быть инструментом выбора политики.
Поддержка научных исследований и разработок (НИОКР) является примером того, где существуют положительные внешние эффекты или побочные эффекты. Однако даже в тех случаях, когда налоговые льготы в принципе оправданы, разработка их таким образом, чтобы они были экономически эффективными, остается сложной задачей.
Например, как обеспечить, чтобы стимулы приводили к дополнительным исследованиям и разработкам вместо того, чтобы в основном субсидировать деятельность, которая была бы предпринята в любом случае, и как избежать переклейки видов деятельности, с тем, чтобы они могли получить право на налоговые льготы НИОКР?
Система торговли как альтернативная форма рыночных инструментов
В этой статье основное внимание уделяется налогам, связанным с окружающей средой, и в меньшей степени системам торговли выбросами как альтернативной форме рыночных инструментов.
Системы торговли квотами на выбросы сильно отличаются от налогов в тех случаях, когда разрешения на торговлю предоставляются бесплатно, а не выставляются на аукцион, поскольку в этих случаях государственные доходы не привлекаются.
Поскольку государственные доходы ограничены, в принципе предпочтение отдается аукциону разрешений. Кроме того, правила распределения разрешений могут влиять на решения о выходе на рынок и выходе из него таким образом, что замедляют сокращение загрязнения, например в тех случаях, когда действующие, интенсивно загрязняющие окружающую среду фирмы получают непропорционально большие объемы разрешений.
Кроме того, для того, чтобы торговля работала хорошо, рынки должны быть хорошо продуманы и количество торговых партий велико. Набор условий, которые не так просто выполнить.
Эти потенциальные недостатки торговых систем должны быть сопоставлены с практикой связанных с окружающей средой налогов (а не с теорией), в которой нет ничего необычного в том, чтобы иметь льготные налоговые ставки, которые притупляют экологическую эффективность связанных с окружающей средой налогов.
Системы торговли выбросами могут работать лучше, чем налоги, в тех случаях, когда достижение определенного уровня загрязнения имеет важное значение.
Это объясняется тем, что торговые системы сначала определяют уровень борьбы с загрязнением (или предельный уровень загрязнения), а затем используют механизм торговли разрешениями, позволяющий достичь предельного уровня экономически эффективным образом. Цена разрешения станет известна только после проведения торгов. С налогами цена каждой единицы загрязнения известна заранее.
Однако точно неизвестно, в какой степени произойдет сокращение выбросов, поскольку многие факторы, помимо налогообложения, влияют на этот результат. Тем не менее, знание цены загрязнения помогает инвесторам принимать решения по борьбе с выбросами, поэтому налоги могут дать более сильные стимулы для борьбы с выбросами, чем системы торговли выбросами.