Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Последний портрет императора: как художники видели и как рисовали последнего самодержца России Николая II.

Оглавление
Москвитин Ф. Император Николай II
Москвитин Ф. Император Николай II

О судьбе последнего русского монарха много пишут и говорят и поныне, хотя с момента его трагического ухода прошло более века. Личность Николая оценивается неоднозначно: одни считают, что он был просто неспособен к управлению страной, тем более в такой кризисный период, другие – что ему просто не повезло с эпохой, а в более спокойной политической обстановке о лучшем правителе нельзя было и мечтать.

Николай II
Николай II

Преданный, любящий народ и свою страну, искренне воплощающий семейные ценности. Неприхотлив в быту и самоотвержен, когда дело касается службы. Но он всего лишь человек и, похоже, это человеческое его сгубило.

Художники эпохи имперской России были не худшими биографами, чем писатели, образы их персонажей вполне искренние и очень любопытные.

Детство.

Лауриц Туксен. Детский портрет Николая II. 1883
Лауриц Туксен. Детский портрет Николая II. 1883

Зная о нелегкой судьбе царя и его семьи, хочется начать с раннего, детского портрета Николая II, написанного придворным художником его отца.

Датский живописец Лауриц Туксен создал множество портретов монарших особ, Романовых в том числе. На картине 1883 г. он изобразил мальчика с красивым и спокойным лицом. Николай на пороге своего взросления, простой фон подчеркивает серьезность маленького героя, у которого впереди большая и сложная жизнь.

У Репина.

И.Репин. Николай II
И.Репин. Николай II

Художник Илья Репин несколько раз портретировал Николая, но все это постановочные сюжеты, они лишены живости. Царь в официальном наряде кажется каким-то зажатым в своей неестественности. Поза на картинах Репина читается так: я хочу все бросить и уйти. Прошу, отпустите меня.

И. Репин. Портрет Императора Николая II
И. Репин. Портрет Императора Николая II
Император и правда не слишком любил всякие официальные мероприятия, а вот военная жизнь ему была по душе. И кому пришло в голову, что он не может защитить свою страну?

У Маковского.

А. Маковский. Император Николай II
А. Маковский. Император Николай II

Торжественно и брутально выглядит царь на портрете Маковского. Но тут и обстановка иная – полевая дорога, герой на коне. Форма невероятно шла Николаю. Он красив на пике своего могущества. И он знал, как произвести впечатление на публику (причем совершенно искренне и без пафоса), подданные частенько впадали в истерическое состояние, плакали или вставали на колени при встрече с царем.

У Алексеева.

В. Алексеев. Николай II накануне отречения
В. Алексеев. Николай II накануне отречения

Увы, совсем другим мы видим его на картине Алексеева. Художник показал царя перед ключевым моментом истории – отречением от престола. Николай подавленный, постаревший. С задумчивым видом он вглядывается в окно поезда. Как стремительный пейзаж за окном, в голове проносятся мысли: Когда? В какой момент все пошло не так?

Можно ли было сделать что-то еще, чтобы сохранить и титул, и честь и власть над обстановкой?

Утерянный портрет.

Илья Галкин. Портрет царя.
Илья Галкин. Портрет царя.

Сейчас нам доступен еще один, считавшийся утерянным, потрет царя от дореволюционного художника. Это почти невероятная история: в 2013 году в старой петербургской школе нашли портрет Ленина на черном фоне, поврежденный малолетними вандалами.

До травмы, вождь висел в актовом зале, администрация заинтересовалась картиной. При рассмотрении выяснилось, что под Лениным очевидно было другое изображение.

В Русском музее разобрались: в 1917 г. коллега художника И. Галкина решил спасти портрет царя от вездесущего ока новой власти, замазал его черной краской, а поверх написал заказной портрет Ленина. Рискуя жизнью, он спас для потомков один из замечательных образов царской эпохи.

У Серова

В. Серов. Портрет Императора Николая II. 1900
В. Серов. Портрет Императора Николая II. 1900

Но лучшим портретом Николая, по праву, считается работа Валентина Серова, которую сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее. Серов не хотел писать императора, он и без того был занят. А тут еще вездесущая императрица лезла к художнику с советами. Он распсиховался и отдал ей кисточку, типа рисуйте сами, раз вам виднее. Николаю даже пришлось извиниться перед мастером и выгнать супругу из комнаты.

Он конечно и сам расстроился, что работа не идет, сел за стол и загрустил. Это оказалось то, что нужно Серову (не грустный царь, а отказ от позирования) и получилось лучше всего, что было прежде.

Император предстал перед всеми именно таким, какой есть: одновременно сильный и уязвимый в своей настоящести. И это, пожалуй, лучший образ последнего самодержца России, который смогло подарить нам искусство.