Потомки древнетюркских этносов Центральной Азии - тувинцы - народ с давней историей, своеобразной духовной и материальной культурой.
Будучи родиной тюркских народов, Тува сохраняет курганы скифов и гуннов, каменные скульптуры и стелы с надписями "bеngű taş" ("вечный камень") древних тюрков, уйгуров и кыргызов с древнейших времен до наших дней на их территории - древней земле, которая по праву считается колыбелью многих народов Евразии. И соответственно, литература и художественная культура тувинцев тесно связаны с письменным наследием древних тюрок.
Старые тюркские надписи на каменных стелах следует рассматривать не только в системе культуры, языка, религии и традиционной философии народов Центральной Азии, но и как явление древней литературы.
До конца 19 века чтение письменных памятников являлось непростой для ученых задачей. Над этой проблемой трудился выдающийся специалист по тюркской филологии академик В.В. Радлофф. Он верно определил треть букв алфавита, а датский лингвист В. Томсен разгадал значение этих букв. Он смог расшифровать ключевые слова tűrűk (тюрк), teŋri (Тенгри), kűl tigin (Кюль-тегин). Оказалось, что древние турки имели собственную государственность и письменность. Это было великое открытие, приподнявшее завесу тайн, и вынудившее изменить сложившуюся историю древней Евразийской империи в 6-8 веках нашей эры.
- В настоящее время на территории Тувы находится более 140 памятников древних надписей. Республика Тыва регулярно с 1993 года организует научно-практическую конференцию, посвященную древним тюркским рунам, в состав которой входят специалисты из разных стран мира.
- На берегах реки Орхон в Монголии расположены памятники письменности Орхона, известные как историко-геройская поэма "Маленькая надпись в честь Кюль-Тегина", "Большая надпись в честь Кюль-Тегина", "Надпись в честь Тонюкука".
- Древнетюркские памятники, обнаруженные вдоль верхнего и среднего течения Енисея на территории Тувы, Хакасии и Минусинского бассейна, в основном являются образцами эпитафийных текстов древних тюрок, относящихся к историческим периодам: древнетюркские (552-744 гг.), уйгурские (745-840 гг.), древние кыргызские (IX-XII вв.), в настоящее время насчитывают более 140 памятников.
Рунические надписи древних тюрков, являясь одним из основных слоев тюркской литературы, имеют художественную ценность - эпический принцип, сложный пространственно-временной континуум, характерный стиль и внутреннюю организацию текста и др.
Это, как выразился Р. Баймов:
"доказывает высокий уровень художественного мышления древних тюрков".
Влияние древнетюркских письменных памятников на современную литературу очевидно.
Однако трудно утверждать, что памятники Орхон-Енисея оказывают непосредственное влияние на современную литературу в связи с тем, что древнетюркский письменный язык был утрачен, просуществовав несколько веков, и развитие письменной культурной традиции было прервано. Сегодня можно говорить об историко-генетическом влиянии, никогда не прерываемом устными традициями, исторической и языковой памятью тюркских народов, так что, например, в произведениях тувийской литературы сохранились изображения и мотивы древней тюркской литературы.
Такие понятия, как "Кок денгер" ("Голубое небо"), "Денгер-Ада" ("Небесный отец"), "Черный глаз" ("Земля-мать"), гунна (солнце), ай (луна) и другие богаты не только жанровой системой фольклора, шаманских альгуш (песни), но и современной поэзией и прозой.
Благодаря расшифровке, переводу и изданию памятников Орхон-Енисея современные тувийские писатели почувствовали поэтическую и эстетическую близость к художественному наследию своих предков, стали заимствовать и возродить жанр и стилистические особенности эпитафии, эстетики и ритма древних произведений.
Например, художественный опыт предков положил его в 1990-е годы в жанр плачущих заклинаний "халак" в поэзии А. Даржая, эпитафия стихотворений Я. Кюнжегеша, А. Уржаа, в честь легендарных героических предков.
В исследовании происхождения тувийской литературы и культуры особый интерес представляют литературные памятники Орхон-Енисея. Литературный анализ памятников древней тюркской литературы (середина 20-го века) в трудах известных ученых, которые считают, что древние тюркские памятники являются прозаическими, и енисейские надписи, описанные в виде "примитивных и простых текстов". Но все эти ученые расходятся во мнениях, кто-то утверждает, что это поэзия, кто-то говорит, что это проза.
Я собираюсь в следующей статье рассмотреть триаду в эпитафийных текстах древних тюрок, выявить сходства и признаки преемственности с современной тувинской триадой ''ожук дажы'' - "каменный очаг", что, по моему мнению, может послужить основой при принятии решения о поэтических текстах древнетурецкой поэзии. Рассмотрю поэтические особенности древнетюркских текстов, сравнив их с тувинским поэтическим материалом.
Отличительной чертой древнетюркского языка от прозаических текстов является не только поэтическая форма (деление на строки), но и стилистические и синтаксические особенности, присущие поэтическому произведению.
В отличие от современной тувинской поэзии, в древнетюркских эпитафиях не наблюдается слоговый изозиллабизм. В определении стилизации текстов древней тюркской поэзии ученые расходятся во мнениях. По моему мнению, древнетюркские надписи являются свободными стихами, состоящими из неравномерных поэтических стихотворных линий, основанных на художественной интонации, таких как интонации и фразовые структуры стихов, являются раздробленными.
Естественно, будучи первым из памятников древнетюркского письма, эти стихи не обязательно должны рифмоваться, как принято в современном смысле. На мой взгляд, необходимо учитывать особенности аллитераций и рифмы в тюркской поэзии, и в этих текстах можно найти начало рифмы.
Тувинской поэзии присуща аллитеративная рифма, т.е. "начальная рифма". Следует также отметить, что для тюркской поэтической традиции характерного генетического языка характерна генетическая склонность к параллелизму. Основная типологическая общность с современной тувинской поэзией заключается в том, что они чувствовали внутренний ритм стихотворения, параллелизм и тавтологическую рифму.
"Я был народом, составляющим племенной союз,
Итак, где мой племенной союз?"
Основываясь на примерах, можно сказать, что для древнетюркского стиха характерна синтаксическая аналогия, преимущественно в виде своеобразной семантической тавтологии, т.е. наблюдалось начало рифмы. Множество примеров метафор, фразеологических единиц, поговорок. Отмечу, что в древних текстах звуковая организация (ритмическое повторение, созвучие, диссонанс и т.д.) близка к современной тувинской поэзии.