Найти в Дзене
Кочерга

Граф Витте разорил Савву Мамонтова

Оглавление

Сейчас это бы назвали рейдерским захватом активов. А тогда, в конце XIX века все сочувственно кивали знаменитому меценату и прозорливому промышленнику, строителю железных дорог и спонсору целой плеяды деятелей искусства. Всем было его жаль, но отхватить часть от его несметных богатств тоже хотелось, и Мамонтова принесли в жертву.

Савва Иванович Мамонтов
Савва Иванович Мамонтов

Бизнесмен-патриот

В чем, в чем, а в патриотизме Савве Ивановичу Мамонтову отказать было невозможно. Он живал на Кавказе, в Европе, но Россию любил всей душой и многие свои коммерческие проекты тянул вопреки своим интересам, глядя в далекую перспективу и видя выгоды для страны. О том, что сделал Мамонтов для искусства написано много, а вот его судьба предпринимателя-миллионщика, в один миг ставшего нищим, почти не освящается. А ведь это был рейдерский отъем собственности, схема отработанная веками, господа...

Государственная ловушка

Дело по строительству железной дороги досталось Савве Ивановичу от отца Ивана Федоровича. Сын, хотя и был большим ценителем искусства, но и в бизнесе имел отличную хватку и дело отца не только продолжил, но и приумножил его. Он закончил строительство дороги Москва-Ярославль, после Савва Мамонтов построил Донецкую железную дорогу. Она нужна была, чтобы вывозить уголь, активная добыча которого как раз выпала на вторую половину XIX века. Чтобы развивать дело дальше, эту дорогу нужно было продать государству, и государство было не против купить, но министр финансов Витте поставил условие - дорогу купят если Мамонтов выкупит убыточный паровозно-судостроительный завод Семенникова в Петербурге. Завод представлял из себя неработоспособную махину с огромными долгами, но Мамонтов пошел на сделку. Завод клепал паровозы, строил суда гражданского и военного назначения, и при грамотном управлении должен был приносить доход. Чтобы закрыть его кредиты и запустить производство Мамонтов взял деньги в кассе Московско-Ярославской железной дороги и запустил в дело. Витте знал об этом прекрасно, мало того, сам подтолкнул его на этот шаг, а заодно сделал купца заложником такой схемы. Но пока все было хорошо. Купец мыслил продолжить ярославскую дорогу до Архангельска и даже получил на это концессию больше семи миллионов бюджетных денег, но не просто так, а с обязательством выкупить Нижнеудинский (позже Николаевский) железоделательный завод, который был загнан в невероятные долги прежним хозяином. Савва Иванович здраво рассудил, что собственное железо нужно и пригодится в цепочки внутренней кооперации (металл для паровозов и судов, рельсы для железной дороги). Чтобы вытащить металлургический завод из ямы нужны были деньги, и их купец взял из кассы Северной дороги. Это была новая линия Петербург-Вятка, на строительство которой Мамонтова только-только соблазнил министр Витте.

А дело было так. Зная, что Мамонтов натура творческая и влюбленная в Россию, Витте приглашает Савву Ивановича проехаться с ним по Двине на север, в Мурманскую землю. Очарованный местными красотами промышленник соглашается на строительство Северной железнодорожной ветки, сам того не ведая, делает шаг в бездну.

Все эти махинации с латание дыр и переброской бюджетов шли на перекор уставам железной дороги, и государство, будучи акционером, знало обо всем прекрасно, но пока это было удобно, закрывало глаза. Тем более что Мамонтов обязательства выполнял, все, что взял в оборот, начало работать и приносить доход, но нужно было время, чтобы прибыль погасила все долги, однако времени купцу не дали. Впереди маячила перспектива строительства Сибирско-Средне-Азиатской железной дороги, которая сделала бы семью Мамонтовых сказочно богатыми, но это был слишком жирный пирог и слишком многие хотели от него откусить...

Московско-Ярославская железная дорога.
Московско-Ярославская железная дорога.

И грянул гром...

У Мамонтова отобрали в пользу казны концессию на строительство дороги Петербург — Вологда — Вятка. Все это было с ведома государя-императора, который был прекрасно знаком с Мамонтовым и при личных встречах всегда был учтив и выказывал почтение промышленнику-меценату. Со стороны государственных деятелей все было организовано крайне нечисто и незаконно, но Витте, уже увязший с головой, останавливаться не хотел, он пошел до конца и дал команду "фас". Против Саввы Ивановича сфабриковали дело о растрате государственных денег (казна выделяла обществам средства).

Пока Мамонтова не арестовали, а он бросился искать помощи, акции его на бирже катастрофически обвалились и ему нужен был срочный денежный заем. "Друг" Витте рекомендовал обратиться к некому А. Ю. Ротштейну, директору Петербургского международного коммерческого банка. Тот конечно не отказал, но предложил условия: 1650 акций Ярославской железной дороги продать банку по цене залога и тем самым вступить в банковский синдикат. Как только это произошло, все правление железной дороги, состоящее из нескольких поколений Мамонтовых, вынуждено было уйти в отставку. Остальные акции Ярославской железной дороги были принудительно отчуждены в казну по цене с убытком и тотчас же проданы заинтересованным лицам, Ротштейн и Витте сорвали гигантский куш! А Савва Иванович, помимо того, что был разорен, был под следствием и даже несколько месяцев сидел в тюрьме. Его обвиняли в растрате собственных средств, хотя он не выводил их, покупая неаполитанские замки или французские поместья, а вкладывал деньги в развитие заводов, которые толкали вперед промышленность России, но кому это интересно...

Кстати на суде даже свидетели обвинения давали показания в пользу Мамонтова, осудить его не смогли, но сломали и разорили...

Савва Иванович Мамонтов умер в Москве в апреле 1918 года, проститься с ним пришли лишь несколько десятков человек

Также читайте на нашем канале:

Зачем Константин Симонов тащил бесталанного Горбатова за собой

Импортные жены русских князей