Закат эпохи офшоров
В стародавние времена, чуть больше полувека назад, на островах в морях и океанах расцвели экономические оазисы, именуемые офшорами. Они предоставляли невиданно льготный налоговый режим и развивались за счет притока, порой, не совсем законной прибыли, на счета компаний. Предпринимателям нравились не только низкие налоги, но и покров тайны. которые предоставляли Сейшельские острова, Бермуды, Британские Виргинские острова, Маршалловы острова и Белиз.
Но солнце вседозволенности над офшорами начало заходить.
Совет Европы решил выводить такие страны из тени. Тем, кто не торопился вводить в действие законы, призванные покончить с фиктивностью юридических лиц и анонимностью их владельцев, угрожали переводом в черный список офшоров. На практике это означало пристальный контроль за операциями, сложности в сотрудничестве с европейцами и невозможность открыть счета хоть в сколько-нибудь надежном банке.
Какие именно новые требования появились и почему - рассказываем дальше.
Причины ужесточения режима
Вывод офшорок из слепой зоны контроля связан с двумя причинами:
1. борьбой с отмыванием денег, заработанных через коррупцию и содействие терроризму;
2. налогообложением. Предполагается, что налоговыми льготами должны пользоваться реальные компании, а не "пустышки", не ведущие никакой деятельности.
Новое требование №1: экономическое присутствие
Главный плюс офшорных компаний был в возможности существования исключительно на бумаге. Никаких сотрудников или помещений. Номинальный (читай – подставной) директор и иногда реальный акционер, пара платежей агенту – и все, компания готова.
Но в 2017 году Совет Европы выдвинул требование об экономическом присутствии. Раньше можно было просто перечислять ежегодный взнос за поддержание компании и оформление необходимых документов. Теперь, из-за необходимости экономического присутствия, владельцам юридических лиц пришлось организовывать офисы, нанимать сотрудников и создавать видимость хоть какой-то деятельности.
За невыполнение требований об экономическом присутствии местные власти теперь налагают штраф – от 10 000 до 100 000 долларов. Если компания не реагирует на предупреждения и денежные санкции, ее могут исключить из реестра компаний. А это, считайте, смертная казнь.
Новое требование №2: обмен информацией
Еще одна причина популярности офшорных юрисдикций – они не раскрывали и не предоставляли информацию о бенефициарных владельцах при проведении финансовых операций. Даже само по себе ведение бизнеса было относительно анонимным.
Но в конце октября 2019 года Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) опубликовала разъяснения о взаимодействии с офшорными организациями. До этих разъяснений российские налоговые органы должны были сами найти предположительную офшорку с российским владельцем, запросить сведения у госорганов страны, да еще и объяснить, зачем им такая информация. В общем, система была сложная и действовала в пользу конфиденциальности.
Теперь все проще.
Офшорные юрисдикции сами должны сообщать российским властям, что на их территории действует компания-пустышка. А наша любимая ФНС в ответ имеет право запросить дополнительные сведения и бодро организовать налоговую проверку на Родине бенефициара.
В завершение
Было бы странно ждать, что анонимные офшоры, через которые компании со всего мира успешно отмывали деньги и прятались от налогообложения, не попадут в поле зрения властей.
Еще более странно было бы надеяться, что в эпоху глобального обмена информацией офшорки не заставят встроиться в систему и делиться данными со всем миром.
Так что ничего удивительно в происходящем нет. Бизнесу осталось только приспособиться к новым условиям и пересмотреть прежние схемы оптимизации налогообложения.
Сложно - пожалуй. Затратно - да. Но определенно необходимо.
Должны ли оставаться в мире зоны, где можно вести бизнес полу-анонимно и практически не платя налоги?