9 подписчиков

Учи других, чтобы знать самому. Или метод Фейнмана

114 прочитали

  Перо писателя. Саморазвитие   Как подготовиться к экзамену быстро? Как запомнить изучаемое надолго? Как разобраться в новой теме или предмете? Каждый из нас задавался этими вопросами хотя бы раз.

Перо писателя. Саморазвитие

Как подготовиться к экзамену быстро? Как запомнить изучаемое надолго? Как разобраться в новой теме или предмете? Каждый из нас задавался этими вопросами хотя бы раз. Или задаётся прямо сейчас. И я говорю не только о школьниках и студентах, а обо всех, кому нужно понять новую для него идею – неважно по работе, на учёбе или просто потому что хочется. Идеальной палочкой-выручалочкой для решения этих вопросов является метод Фейнмана.

Когда я впервые узнала об этом методе, мне вспомнился бородатый анекдот.

«Одни учитель жалуется другому:

– У меня в классе ученики тупые! Я им один раз объяснил тему, они не поняли. Я второй раз объяснил, они опять не поняли. Я третий раз им объяснил, сам всё понял, а они не поняли».

В этом анекдоте заключается мудрая мысль: если ты не можешь что-то объяснить, ты сам этого не понимаешь. И, если перевернуть фразу, получится главный принцип метода Фейнмана: если хочешь что-то понять, объясни это ребёнку.

Кто такой Ричард Фейнман?

Учёный, физик. Участвовал в разработке первой атомной бомбы; вывел метод диаграмм, описывающий превращение элементарных частиц, за который получил Нобелевскую премию. Работал преподавателем в универе, где его уважительно называли «Великим Объяснятелем» за то, что он мог объяснить всё, что знал, любому человеку с любым уровнем знаний и подготовки. Самое забавное – его умение объяснять было побочной способностью, которую он приобрёл, занимаясь самообучением.

  Перо писателя. Саморазвитие   Как подготовиться к экзамену быстро? Как запомнить изучаемое надолго? Как разобраться в новой теме или предмете? Каждый из нас задавался этими вопросами хотя бы раз.-2

Свой метод самообучения Фейнман придумал, когда учился в универе, и использовал всю жизнь. Он всегда носил с собой блокноты, которые назывались «Вещи, которые я не знаю». Там он разбирал и изучал по своему методу те темы, которые ещё не знал.

Суть метода Фейнмана

Для того чтобы действительно что-то знать (а не просто думать, что знаешь), нужно уметь объяснить это «что-то» ребёнку.

Как такое самообучение выглядит на практике?

1. Выбери идею, которую будешь рассматривать. Чётко определись с тем, что ты хочешь изучить. За раз должна быть одна идея, чтобы не рассеивать внимание.

2. Если ты уже знаешь идею, но хочешь лучше её понять или запомнить: запиши всё, что знаешь по данной теме (включая всплывающие в голове образы и ассоциации – отсылки к фильмам, книгам, играм и т.д.) так, словно ты объясняешь это тому, кто никогда не слышал об этом.

→ Кстати, чем больше возникает ассоциаций, тем лучше! Нашему мозгу легче соотнести новую информацию с тем, что он уже знает, чем записывать её с нуля.

Если идея тебе незнакома, и ты хочешь её изучить: сначала почитай по ней книги и статьи, посмотри лекции, документальные и образовательные фильмы, в общем, всё, что ты считаешь интересным и полезным. А потом отложи все учебные материалы и точно так же, как в первом случае (теперь-то эта тема тебе уже знакома), запиши всё, что знаешь о ней так, словно объясняешь её.

→ Благодаря тому, что ты «как будто объясняешь» эту идею, ты сразу увидишь, в каких местах у тебя пробелы или ты «плаваешь» в знаниях – то, что ты не можешь сформулировать и объяснить, а что знаешь хорошо.

3. Если по ходу объяснения появляется ступор и ты не можете что-то внятно объяснить (объяснения типа «это и ежу понятно» не прокатывают: ежу-то, может, и понятно, но тебе нужно представить объяснение человеку – понятными словами, а не отговорками), отложи своё объяснение и прочитай учебные материалы ещё раз или два или сколько угодно раз – главное, чтобы ты почувствовал, что теперь можешь это объяснить. Затем откладывай учебные материалы и возвращайся к своему объяснению. Но не занимайся списыванием. То есть: пока пишешь, не заглядывай ни в учебник, ни в статью, ни в документ (или куда там тебя так и тянет заглянуть?). Ты либо изучаешь, либо объясняешь. Никогда – одновременно.

4. Когда ты полностью записал своё объяснение, прочитай его ещё раз (лучше всего – вслух). Упрости его: убери все сложные слова и термины, переделай сложные и заковыристые предложения.

Получилось? Тогда всё уже почти идеально. Почему почти? Остался ещё один маленький нюанс.

5. Представь, что ты объясняешь это 8ми летнему ребёнку. Он не знает профессионализмов и многих терминов. Для понимания ему нужны простые слова, простые примеры и – в идеале – простые схемы. А ещё дети любят вопрос «почему?». «Почему именно так, а не иначе?». «Почему я должен сделать так, а не вот так?». «Почему оно вообще происходит?».

Если ты можешь объяснить изучаемую идею ребёнку, то со спокойной душой можешь сказать, что ты это знаешь. Действительно знаешь, а не просто думаешь, что знаешь.

А сейчас задай себе вопрос: что из всего того, что, как тебе кажется, ты хорошо знаешь, ты можешь объяснить ребёнку?

Я вот, признаться честно, пару месяцев назад могла объяснить примерно… НИЧЕГО. А это был повод задуматься! И я задумалась. А ты?