Последствия кризиса в Европе зависят от того, какие силы будут задействованы в перестройке экономики. Доминирующими игроками на рынке, являются крупные фирмы с международными системами производства.
Их меры реагирования на кризис включили в себя:
- Сокращение численности персонала и закрытие предприятий;
- Сокращение масштабов инноваций и инвестиций;
- Консолидацию и приобретения;
- Дальнейшую международную передачу производства в промышленно развитые страны.
Их решения влияют на возможности восстановления экономики, а также на переход к более экологичному производству. Если решения будут приниматься только крупным бизнесом и "рыночными силами", Европа рискует застрять со старой продукцией, низким уровнем инноваций, медленным ростом спроса и серьезным воздействием на окружающую среду.
В Европе, сформирован успешный процесс расширения промышленного производства. В новых индустриализующихся странах объединяются усилия государственного и частного секторов для приобретения технологий, инвестирования в новые виды деятельности и расширения внешних рынков.
Новое поколение промышленной и инновационной политики
Принципы промышленной и инновационной политики достаточно просты. Они должны способствовать эволюции знаний, технологий и экономической деятельности в направлении улучшения экономических показателей, социальных условий и экологической устойчивости. Они должны поддерживать деятельность, характеризующуюся процессами обучения, технологическими изменениями, ростом спроса и производительности.
Инновации опираются на открытые общие знания, подкрепленные фундаментальными исследованиями, которые проводятся в университетах и государственных научно-исследовательских центрах, и финансируются за счет государственных средств.
Промышленная и инновационная политика может опираться на различные политические инструменты. Что касается предложения, то государственные фонды могут поддерживать инновации и инвестиционную деятельность.
Государственные и частные учреждения могут оказывать поддержку начинающим предпринимателям в ключевых областях, предоставляя кредиты и венчурный капитал.
Что касается спроса, то государственные закупки, организация и регулирование рынков с высоким потенциалом роста, а также поддержка и стимулы для первых пользователей новых технологий - могли бы способствовать привлечению инноваций, инвестиций, смещению производства и потребления.
Политика должна строить более тесные отношения между всеми участниками национальных систем - фирмами, финансовыми учреждениями и университетами - помогая координировать решения государственных и частных субъектов.
Общественный спрос может направлять научные исследования и инвестиционные решения в таких областях, как информационно-коммуникационные технологии, экологически чистое производство, сектор здравоохранения и социальные услуги.
Четкие приоритеты в этих областях включают в себя:
Знания и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ и сетевая деятельность меняют границы между экономической и социальной сферами. Политика должна поощрять инновационную деятельность как социальный, совместный и открытый процесс, облегчающий доступ к знаниям.
Окружающая среда и энергетика. Технологическая парадигма будущего будет основана на "зеленых" продуктах, процессах и общественных организациях, которые потребляют гораздо меньше энергии, ресурсов земли и оказывают гораздо более легкое воздействие на климат и экосистемы. Такая перспектива открывает огромные возможности для исследований, инноваций и новой экономической и социальной деятельности.
Здоровье и благополучие. Европа - это стареющий континент с лучшими в мире системами здравоохранения, корни которых уходят в ее историю. Необходимо поддерживать и регулировать достижения в области систем биотехнологий, генетики и фармацевтики.
Для всех этих областей характерны трудоемкие производственные процессы и потребность в средних и высоких навыках. Инновации в таких видах деятельности могут привести к появлению новых товаров и услуг, которые позволят увеличить выпуск и создать "хорошие" рабочие места.
Правительство должно выделять на такую политику гораздо больше ресурсов. Часть средств на промышленную и инновационную политику, можно было бы привлечь за счет целевого государственного долга. На уровне ЕС, проекты могут финансироваться за счет выпуска облигаций, гарантированных бюджетом ЕС.
Решения о будущем промышленной структуры в Европе, должны быть возвращены в общественное достояние. Новое поколение стратегий должно преодолеть ограничения и недостатки прошлого опыта, такие как: сговор между политической и экономической властью, бюрократия, отсутствие подотчетности и предпринимательства.
Они должны быть творческими и избирательными, с механизмами принятия решений, которые являются более демократичными и учитывают различные социальные интересы.
Эти новые подходы к промышленной и инновационной политике могут сыграть ключевую роль в выходе Европы из нынешнего кризиса.
Теперь, граждане должны получить новые гарантированные рабочие места, более высокую заработную плату, более широкие экономические и социальные права и лучшее качество жизни в целом.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Я буду рада, если вы поставите лайк и подпишитесь на канал)