Самый страшный мост России и одна из самых опасных переправ мира находится на границе двух сибирских регионов – Республики Бурятии и Забайкальского края.
Такие прозвища мост через реку Витим получил несколько лет назад и как вы понимаете – не зря.
В интернете есть несколько видеороликов разных годов выпуска, где автомобилисты делятся впечатлениями, дают советы и подробно снимают каждую минуту своего пребывания на мосту, во время его пересечения.
Есть даже виртуальные сообщества поклонников этого сооружения, многие экстремалы целенаправленно едут сюда за острыми ощущениями.
Но! Что для одних – развлечение, для других вынужденный риск своей жизнью, ведь на сотни километров вокруг нет другого автомобильного моста, правда есть мост железнодорожный, он стоит буквально в 150 метрах, но, к сожалению, проезд по жд линии могут себе позволить далеко не все местные жители (и не всегда это удобно).
Чтобы преодолеть расстояние между ближайшими друг к другу железнодорожными станциями, а именно Таксимо (Бурятия) – Куанда (Забайкале), нужно заплатить около 440 рублей в общем вагоне (плацкарт – 800 р.), время в пути – 1 час 25 минут.
Движение по автодороге займет немного больше времени, все зависит от транспортного средства и сноровки водителя, а расстояние – примерно 85 км.
Поговорили о насущно-житейском, теперь перейдем к историко-временному аспекту. Как же так получилось, что мост стал самым опасным во всей России?
565-метровый Витимский мост был построен в качестве временного в начале 1980-х годов, в период строительства Байкало-Амурской магистрали.
Величайшая стройки века не только собирала миллионы людей со всех уголков СССР, но еще и оставляла многих из них жить в появившихся поселках и городах, которые были разбросаны вдоль железнодорожных линий.
Одним из них был поселок – Куанда, в свое время его прозвали «Малой столицей БАМа», потому что в сентябре 1984 г. в 40 км от него случилась «Золотая стыковка» западного и восточного участков БАМа.
В 1989 г. был окончательно введен в эксплуатацию постоянный железнодорожный мост через реку Витим, поэтому временный – автомобильный был списан и подожжен, при этом демонтажу не подвергался.
Экономической целесообразности в возведении постоянного автомобильного моста, видимо, не было из-за отсутствия интенсивного транспортного потока, да и с распадом Советского Союза люди начали постепенно покидать эти места.
Чтобы представить масштаб оттока населения, можно посмотреть статистику Куанды: в 1994 г. здесь проживало около 3000 человек, а к 2017-ому жителей осталось чуть больше полутора тысяч.
Сейчас Витимский мост является частью дороги, в официальных документах названной «Автодублёром БАМа» (протяженность около 100 км). Большинство ее участков не видели ремонтных работ со времен Советского Союза.
Сам же автомобильный мост через Витим, «ремонтируют» местные жители и автолюбители, которые, зная какой путь им предстоит, берут с собой доски и забивают ими огромные щели между железнодорожными деревянными шпалами, лежащими на металлическом каркасе. В свою очередь шпалы скрепляются стальными пластинами.
Какому из регионов принадлежит мост и принадлежит ли – загадка.
Журналистам портала «Информполис», позвонившим в Министерство транспорта Бурятии, посоветовали обратиться в Забайкальский край, а в отделе дорожного строительства министерства территориального развития Забайкалья включение моста в свое ведомство также не подтвердили.
Строительство нового моста на месте «временного» Витимского пока не планируется, так как этот мост находится на границе двух субъектов и расположен не на автомобильной, а на технологической дороге.
Стоит отметить, что на памяти местных жителей нет ни одного случая, чтобы какой-то автомобиль упал с моста в реку, а бывали здесь и джипы, и УАЗы и КАМАЗы.
Несмотря на свою «временность» мост упорно продолжает стоять и служит людям уже больше 35 лет, даже потеря одной из опор в 2018 году не помешала ему остаться на своем месте, хотя, безусловно, это обстоятельство повлияло на решимость автомобилистов пересекать реку.
В августе 2019 года мост вновь привлек к себе внимание общественности, житель посёлка Таксимо Алексей Лубенец вместе с коллегами отправился с рабочей поездкой в соседний регион и заснял на видео свое путешествие через опасный мост, где хорошо видно отсутствие одной из опор.
Еще более экстремальный переезд совершили участники "Арктической экспедиции 2019", на пути которых мост повстречался в холодное время года и темное время суток.