Многие пациенты боятся ходить к стоматологу из-за повышенного рвотного рефлекса. Нужно заметить, что есть и врачи, которые не знают, что делать с такими пациентами.
Но выход есть всегда, причем их даже несколько.
Для начала разберемся, что имеется в виду под повышенным рвотным рефлексом. Если залезть в рот пациенту зеркальцем так далеко, что оно станет задевать заднюю часть неба и дальше, то рвотный рефлекс может сработать у кого угодно. Людей, которые без проблем могут пустить врача (или не врача) так глубоко, очень мало. Природа для того и поддерживает этот рефлекс, чтобы в жизненно важные органы, такие как трахея и пищевод, не попали посторонние предметы.
Люди без рвотного рефлекса очень ценятся (и не только стоматологами), но есть такие пациенты, у которых рефлекс проявляется, как только они откроют рот. Ему еще ничего в рот не ввели, а он уже сидит и еле сдерживается, причем на полном серьезе. У кого-то это чисто психологическое, а у кого-то горло устроено так, что при широком открывании рта пациент сразу начинает отчаянно давиться.
С такими пациентами нужно начинать работать где-нибудь в переднем отделе, чтобы глубоко не залезать инструментами. Чаще всего они привыкают к этому и потом более или менее начинают допускать врача и к жевательным зубам.
С большинством пациентов можно договориться. А тех, кого никак не взять ласковыми уговорами, я обычно слегка запугиваю. Перед изготовлением оттисков у таких пациентов я объясняю им, что у нас есть только два варианта: либо он идет домой и больше не приходит, либо мы снимаем ему слепок. Пациент всегда хочет первый вариант, но выбирает все-таки второй.
Тогда я ему объясняю, что если он будет плохо себя вести и помешает мне сделать хороший оттиск, то я буду делать все заново до тех пор, пока слепок мне не понравится. Значит, в его интересах вести себя хорошо, чтобы все закончилось через три-четыре минуты, а иначе мы будем все вместе мучаться хоть до утра, у меня слепочной массы много.
Если вижу в глазах пациента сомнение, то я ему доходчиво объясняю, что так как слепки мы будем переделывать по его вине, то каждый следующий слепок будет стоить отдельных денег, и - о чудо! - всякие сомнения в том, что нужно ограничиться только одним слепком, вмиг улетучиваются.
Ну и последний аргумент таков, что часто (когда мы снимаем слепки с имплантатами методом открытой ложки) я не могу вынуть слепок изо рта, пока не откручу все винты из имплантатов. Вынуть слепок изо рта, пока он прикручен к имплантатам, просто невозможно. Так что либо пациент ведет себя хорошо, мы быстро откручиваем винты и вынимаем слепок, либо он прямо так пойдет домой, либо задохнется. Тут пациент обычно тоже делает правильный выбор, останавливаясь на первом варианте, резонно замечая, что два следующих варианта ему совсем не нравятся.
Юмор жесткий, конечно, но куда деваться?! В подавляющем большинстве случаев пациенты, которые еще вчера считали, что они ни за что не дадутся ни одному стоматологу, сидят смирно, как зайчики и терпеливо ждут, пока доктор закончит работу.
Если такой метод не помогает, то есть медикаментозные средства. И это не только таблетки из аптеки. У врачей есть специальный спрей с 10%-м лидокаином, которым можно побрызгать на заднюю стенку глотки, и она онемевает на довольно долгое время, позволяя врачу без особых проблем работать в этой зоне. Пациент ничего не чувствует и не давится. Такой спрей применяется чаще всего при изготовлении оттисков для полных съемных протезов, когда врачу нужно проснять всю челюсть довольно глубоко.
У этого спрея есть один недостаток. Пациенты все, как один, характеризуют его как «страшная гадость». И действительно, у него такой мерзкий привкус, а весь рот потом так неприятно онемевает, что после него на следующем приеме многие пациенты соглашаются лечить какой угодно зуб и стойко терпят рвотные позывы, лишь бы им больше этим лидокаином в горло не брызгали. Что ж, и это тоже вариант!
Ну и наконец, в самых тяжелых случаях, когда уговоры не помогают, психология не действует, а анестетики не работают, всегда есть возможность полечить зубы такому пациенту под седацией. Но это бывает уж очень редко. На моем веку, за 30 лет практики, я пока не встретил пациента, с которым мы бы не справились. Пусть не с первого дня, не с первого раза, но мы всегда находили какой-нибудь вариант, чтобы полечить пациента, снять слепки или установить имплантат.
Надеюсь, что многим эта статья дала надежду и они больше не будут доводить свои зубы до полного безобразия.