Значение термина "цивилизация" за свою историю несколько раз менялось, и даже сегодня он употребляется по-разному.
Он обычно используется для описания человеческих обществ "с высоким уровнем культурного и технологического развития", в отличие от тех, которые многие считают менее "продвинутыми" обществами. Это определение, однако, неясно, субъективно и несет в себе допущения, которые больше не принимаются современными учеными о том, как изменились человеческие общества за долгое время их существования.
С этимологической точки зрения слово "цивилизация" относится к латинскому термину "город", поэтому иногда оно относится к городским обществам на уровне штатов, оставляя в стороне кочевников, не имеющих постоянного поселения, и тех, кто живет в поселениях, которые не считаются городскими или не имеют организации на уровне штатов.
Иногда его можно использовать в качестве ярлыка для обозначения человеческого общества, достигшего определенной степени сложности. В широком смысле цивилизация часто означает почти то же самое, что и культура или даже региональные традиции, включая одно или несколько отдельных государств. В этом смысле мы иногда говорим об "Эгейской цивилизации", "Китайской цивилизации", "Египетской цивилизации" или "мезоамериканской цивилизации", но каждая из них может включать, например, несколько городов или регионов: "Мезоамериканская цивилизация" включает такие группы, как ольмек, майя, сапотек, ацтеки и другие; "Эгейская цивилизация" включает минойское, микенское и другие общества Кикладских островов и Западной Анатолии.
Развитие термина "цивилизация"
В конце XIX - начале XX вв. н.э. среди европейских ученых широко распространено мнение, что все человеческие сообщества были вовлечены в процесс прямого развития, в ходе которого постепенно улучшались условия жизни общества. Считалось, что в рамках этих изменений общества переживали разные этапы: дикость, варварство и, наконец, цивилизацию. Цивилизация в этом контексте понималась как последняя остановка на долгом пути человеческого общества. Различные этапы этой социальной эволюции приравнивались к конкретным человеческим сообществам: Общины охотников-собирателей палеолита и мезолита считались частью дикой стадии, фермеры неолита и бронзы - частью варварства, и, наконец, городские общины бронзового века (особенно на Ближнем Востоке) считались ранней стадией цивилизации мира. Сегодня этот подход утратил свою актуальность, поскольку он связан с отношением культурного превосходства, при котором еще не "цивилизованные" человеческие сообщества рассматриваются как нечто более низкое.
Этноцентричные взгляды
В повседневном общении имеется тенденция использовать слово "цивилизация" для обозначения такого типа общества, в котором проявляется ряд моральных ценностей, таких как уважение прав человека или сострадательное отношение к больным и пожилым людям. Это может быть проблематично, поскольку моральные ценности неизбежно являются односторонними и этноцентричными.
Поведение, считающееся "цивилизованным" в рамках определенной культуры, может быть оценено другой культурой как бессмысленное или даже восприниматься с ужасом. История свидетельствует о большом количестве примеров этого вопроса.
Атрибуты цивилизации
Влиятельный ученый по имени Гордон Чайльд определил список из десяти атрибутов, отличающих цивилизацию от других обществ; его список неоднократно пересматривался и переписывался. Далее следует версия Чарльза Редмана, американского археолога:
Основные характеристики
- 1. Городские поселения
- 2. Специалисты, не занятые в сельском хозяйстве на условиях полной занятости
- 3. Концентрация избыточного производства
- 4. Классовая структура
- 5. Организация (правительство) на уровне штатов
Вторичные характеристики
- 6. Монументальные общественные здания
- 7. Широкие торговые сети
- 8. Стандартизированное монументальное произведение искусства
- 9. Письменность
- 10. Развитие точных наук
Сегодня признается, что эти критерии могут быть проблематичными по ряду причин, главным образом потому, что археологические критерии, используемые для определения цивилизации, не всегда ясны: реальность безразлична к нашим интеллектуальным различиям. Мы знаем сложные цивилизации, такие как инки, которые не имели письменности; мы знаем об обществах, которые производили монументальные здания, таких как но Восточных островах или Стоунхендже, где не было ни организации государственного уровня, ни письменности; и мы даже знаем городские центры, такие как докерамическая цивилизация в Андах (около 3000-1800 до н.э.) задолго до появления инков, которые были созданы до развития развитого сельского хозяйства.
Этот список, однако, предлагает рамки, с помощью которых можно объективно сравнить атрибуты любого общества. Если общество проявляет большинство из этих атрибутов (или даже все из них), то это позволит нам называть его цивилизацией, какой бы чуждой, неприятной или архаичной она ни была.