Российская империя вступила в Мировую войну, отягощенная многочисленными проблемами: социальными, политическими и национальными. Первоначальные успехи сменились обидными поражениями (во многом из-за нехватки патронов и снарядов) и большими потерями.
Эти факторы привели к огромному количеству дезертиров, сотни тысяч, если не миллионы человек. Бывший царский военачальник и белоэмигрант Н. Н. Головин считал, что к началу 1917 года на трех бойцов и офицеров Русской императорской армии приходилось как минимум по одному дезертиру.
В советское время уклонение бойцов от участие в «империалистической бойне» даже одобрялось и считалось одной из разновидностей «пассивной борьбы» с ненавистным режимом.
Правда, «боролись» все по-разному. Кто-то пытался уклониться от самого призыва в армию, кто-то убегал уже с фронта, кто-то намеренно сдавался в плен, да еще и других бойцов за собой уводил. Притом появились новые формы дезертирства. О классификации дезертиров и поговорим.
1. Уклонение и неявка. Самое банальное. В конце концов, такие «любители откосить» существовали и до Первой мировой войны, и после нее.
2. Прифронтовые дезертиры. А тут уже интереснее. Речь идет о людях, которые намеренно отставали от собственных частей во время Великого отступления русской армии, в 1915 году. Потом попадали в плен и оставались там до конца войны.
3. «Самострелы», стремившиеся нанести сами себе ранения, а потом отправиться в госпиталь. Подпунктом можно вывести и тех, кто надолго оставался в госпитале, в буквальном смысле «сыпля соль на рану».
4. Официально дезертирством не назовешь, но близкие процессы: стремление попасть в тыловые структуры и остаться там любой ценой, а также беготня солдат по разным частям в прифронтовой полосе, что было возможно благодаря первоначальной неразберихе.
«Тыловики» же переживут Русскую императорскую армию и станут в итоге проблемой красных, белых и национальных войск во время Гражданской войны.
5.Добровольная сдача в плен, впоследствии — братание с противником, разложение частей. Причины такого поведения были различными: массовое «психическое заражение» страхом бойцов, нежелание выполнять жестокий с точки зрения бойцов приказ, намеренная провокация.
6. Уход с фронта. Принял широкомасштабные формы в 1917 году, когда распадаться начали целые армии. Во многом имел социальные причины.
7. Побег при переброске на фронт/в расположение части.
Царская власть нельзя сказать, что не предпринимала никаких мер. Более того, в воззваниях правительства указывалось, что все те, кто добровольно сдался в плен, будут после завершения войны наказаны. Дезертиров ловили и предавали суду, семьям таких неудавшихся бойцов отказывали в выплате пособий. Тем не менее, по данным того же Головина в плен попало более двух с половиной миллионов солдат и офицеров Российской империи. Все ли они оказались там не по своей воле?
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.