Найти в Дзене
МОСГОРТУР. Музеи

Как выглядела русская свадьба в XIX веке

Оглавление
Источник: Pikabu
Источник: Pikabu

Как девушка могла проявить заинтересованность, если общаться с молодым человеком было нельзя? Что она могла оставить избраннику в знак внимания? Почему свадьбу могли отменить, даже если жених был богат и нравился родителям? Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея-заповедника «Коломенское» Ольга Воробьева раскрыла нам все свадебные секреты XIX века.

Знакомство

Обычно знакомство жениха и невесты происходило на балу. В первой половине XIX века законодательницей балов в Москве была Мария Ивановна Римская-Корсакова. Она устраивала вечера чуть ли не каждый день – их посещал каждый уважающий себя дворянин, у нее бывал даже Пушкин. Так Римская-Корсакова старалась найти подходящую партию для своих дочерей.

М. И. Римская-Корсакова. Рисунок К. К. Гампельна. 1820-е годы. Источник: a-s-pushkin.ru
М. И. Римская-Корсакова. Рисунок К. К. Гампельна. 1820-е годы. Источник: a-s-pushkin.ru

И, конечно, девушкам нужно было модно одеваться (чтобы выйти замуж поудачнее). На балах были популярны белые платья. Обязательным аксессуаром были перчатки, в основном длинные – подать руку без перчатки считалось неприличным. Разговаривать с молодыми людьми было нельзя, поэтому девушки общались с помощью веера. Полностью раскрытый веер означал, что девушка в восторге от юноши, закрытый – что он ей безразличен. Кроме того, девушка могла оставить на память кавалеру платок, «случайно» его бросив. 

Сватовство

После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками – свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями – золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.

Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)
Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)

Еще одна важная часть подготовки к свадьбе – благословение родителей. На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом - считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.

«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга Воробьева.

Приданое 

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому
Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому

Это интересно! Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.

«…первый ей самой не понравился, - другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…». Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»

Подготовка к свадьбе

В XIX веке тоже устраивали мальчишники и девичники. Писательница Мария Каменская вспоминает, что накануне девичника девушки ходили с невестой в баню, а потом пели свадебные песни, пили, ели и плясали. Мальчишник проходил более сдержанно – жених собирал друзей, и они вели чинные разговоры. У крестьян девичник проходил по-другому: девушку оплакивали, символизируя её переход в новый статус замужней женщины. 

Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века Из коллекции Г.В. Новиковой
Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века Из коллекции Г.В. Новиковой

Платье

До XIX века в Европе венчались в разноцветных платьях – красных, зелёных или голубых. В России для этого выбиралось самое нарядное платье, модное в дворянской среде. Но в 1840 году английская королева Виктория собралась замуж и вдруг решила выбрать для церемонии белое платье и украсить его фатой и кружевами, введя тем самым этот наряд в свадебную моду. 

Портрет королевы Виктории в свадебном наряде
Портрет королевы Виктории в свадебном наряде

Платья заказывали в Западной Европе. Задавали моду царственные персоны, а дворянство, купечество и крестьянство подхватывали. 

Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год
Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год

Тогда не было массового производства, поэтому всё шили на заказ. Например, платье на фото сшито в 1914 году в Нью-Йорке, туфли сделаны из похожего материала. Кстати, для этого платья сшили и чулки, причем хранились они в специальных конвертах из того же материала.

Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)
Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)

Фата

Это интересно! Традиция укутывать невесту плотным покрывалом появилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что фата убережет невесту от недобрых взглядов завистников, сглаза и порчи. В дальнейшем покрывало трансформировалось в длинную фату. Считалось, что будущий супруг мог увидеть лицо избранницы только после свадьбы, а лицо невесты закрывали фатой, чтобы жених не передумал, увидев внешность будущей жены. 

Кроме фаты, в XIX веке были и другие свадебные аксессуары. Один из них — перламутровый веер, на котором вырезаны скачущие всадники. Подобный находится в собрании Эрмитажа – он был изготовлен к свадьбе великой княжны Марии Александровны с герцогом Эдинбургским, которая состоялась в 1874 году в Петербурге.

Кружева

В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).

Что-то старое – это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого – некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев. 

Новое – это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.

Что касается взятого взаймы – хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое – это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет – небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.

Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками. На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян. Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения. Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.

Тропинин А.В. «Кружевница»
Тропинин А.В. «Кружевница»

Костюм жениха

Мужчины надевали на свадьбу черный фрак, белую манишку и галстук-бабочку. Фрак считался допустимым на все случаи, поэтому если молодой человек был небогат, то в первую очередь он покупал фрак. 

Фрак с жилетом, начало XX века. Сукно, шёлк (МГОМЗ)
Фрак с жилетом, начало XX века. Сукно, шёлк (МГОМЗ)

Венчание

Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск». Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров. 

Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века
Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века

Свадебный пир

После венчания все ехали на свадебный пир в дом жениха, где родители уже ждали с хлебом-солью. На столе были десерты и свадебный торт, украшенный цветами, лебедем, рогом изобилия и подковой. За здоровье гостей пили в строгой очередности – по родству и старшинству.

Впервые материал был опубликован на сайте журнала Wedding

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!