Найти в Дзене

Интонация на уроках английского языка: нужно ли учить и как?

Оглавление

Разговаривая на родном языке, мы даже не задумываемся, как играем интонацией и ударением, какую смысловую нагрузку они несут и как часто мы их меняем в зависимости от наших эмоций, настроения и даже скрытого подтекста.

Попробуйте произнести любое предложение, например, «Я не знаю» с разными смысловыми нагрузками:

1. Вас кто-то разозлил вопросом (восклицательный знак появится на письме).

2. Вы не знаете, что ответить на поставленный вопрос, вы растеряны.

3. Вам действительно интересна данная тема и вы хотите проявить искренний интерес к ней.

4. Вы спешите и у вас нет времени отвечать на заданный вопрос.

5. Вы устали от вопросов и хотите, чтоб Вам их больше не задавали.

6. Вы удивлены, что Вам не верят, что Вы знаете ответ (в данном случае вопросительный знак поможет).

7. Вам кажется, что Вы знаете ответ, но сомневаетесь.

8. Вы не знаете, что ответить (период на письме)

и много других контекстов.

Меняться будет не только ударение и интонация в предложении, но и жесты и мимика будут помогать выразить правильный, нужный смысл. Использование несоответствующей интонации может повлиять на то, как воспримут человека собеседники, оставит ли он приятное впечатление, правильным ли будет смысл сообщения и т.д. Следовательно, преподавать грамматику в отрыве от произношения (куда, собственно, входит и интонация) не имеет большого смысла, все равно рано или поздно студенту придется пройти курс произношения дополнительно, тренировать интонацию разных видов предложений, накладывая их на уже закаменевшие привычные ему грамматические структуры, что во много раз сложнее, чем сделать это своевременно.

Учить интонацию тяжело?

Вовсе нет. Хотя многие преподаватели и боятся этого, говоря, что фонетика – не их конек, студенты и так сами научатся, слушая и повторяя, но, как показывает практика, не научатся, а если и научатся, то не совсем правильно. Как же внедрить произношение, а именно практику интонации, на занятии, не уделяя этому много времени? Существует огромнейшее количество игр, интерактивных заданий, песен, квестов и т.п., которые помогают тренировать лексику, грамматику вместе с произношением. Некоторые практические пособия: “Tips for Teaching Pronunciation: A Practical Approach” by Lane Linda и “Pronunciation Games” by Hancock Mark.

Идеи для отработки на уроках.

Задание 1

Самый простой способ работы с интонацией - это расстановка интонационных стрелок. Студенты получают скрипты, слушают текст и отмечают интонацию стрелками, например, если интонация начинается снизу и затем возрастает, студенты рисуют стрелку, идущую по диагонали вверх.

-2

Задание 2 - Маркировка текста

Студенты получают короткий текст и сами выделить ударные слова и проставляют интонацию. Затем студенты слушают текст и проверяют себя.

Также на помощь придет прекрасная техника дриллинга, как она работает, смотрите здесь:

И последние пару толковых акцентов о том, на что обращать внимание во время работы с интонацией найдете по ссылке.

Поделитесь, как работаете с интонацией на уроках английского? Какие ваши любимые задания, что любят студенты больше всего?

Нина Сворак