Это фильм моего детства, но я не перестаю его любить и сейчас. Почему? Он очень "по-взрослому" снят. Создатели этой ленты не позволили себе ни малейшей слабины, все делали на совесть.
Зритель не просто смотрит очередную приключенческую ленту про удальца Робин Гуда, он переносится прямиком в средневековье. Мы видим людей, а не персонажей. Им больно, когда их бьют, они не выглядят после пыток как девушка с обложки, они не обязательно побеждают всех врагов. Это мир, где люди плохо одеты, выглядят усталыми, где даже рыцари не носят парчу и бархат потому что они бедны. То есть, нам показали жизнь, как она есть. Кстати, показали достаточно масштабно: замки, турниры, пещера Робин Гуда, собор и пр.
Еще очень большой плюс фильма - в нем не сделали ставку на классовую борьбу или борьбу с религией, как поступили бы еще 10 лет назад, в 1960-х. Один из соратников Робин Гуда - монах Тук. Люди Робин Гуда помогают не только крестьянам, но и рыцарю Алану Э-Дейлу. Здесь нет противопоставления эксплуататоров-рыцарей и угнетаемых крепостных.
В "Стрелах Робин Гуда" прекрасные актерские работы, чтобы их перечислить, придется дать список всех, кто играл в фильме. Это и отважный и справедливый Робин Гуд (Борис Хмельницкий, озвучил А. Белявский), и любитель жизни, вина и женщин монах Тук (Эдуард Павулс), и злой рыцарь Гай Гисборн (Альгимантис Масюлис), и Кэт (Вия Артмане)...
Но мой любимый персонаж - Клем, шут Гая Гисборна. То, что он не глупее своего хозяина, мы понимаем в самом начале фильма. Но только в конце раскрывается его трагическая судьба: сын рыцаря, убитого Гисборном, стал рабом, но ничего забыл и в конце концов отомстил своему обидчику. Юрий Каморный - актер красивый и харизматичный, но лицо у него сложное, недоброе. Наверное поэтому ему так хорошо удался этот противоречивый персонаж, дворянин и раб, шут и мститель.
Минусы. Брови Марии (Регина Разума). Я понимаю, что в 1970-х в моде были брови-ниточки. Но принцип "в кино показываем героиню в современном макияже и с модной прическе, невзирая на то, в каком веке действие происходит" к тому моменту уже благополучно умер. И слава богу. Все остальные дамы, и Вия Артмане, сыгравшая простую, добрую и храбрую Кэт, и трогательная и хрупкая Мирдза Мартенсоне в роли леди Анны ("Мираж" все помнят?) выглядят нормально. И только Регина Разума смотрится не как средневековая дочка мельника, а как девушка с обложки журнала 1970-х годов. Это было очень ясно видно еще в 80-е, когда я ребенком смотрела эту ленту, это бросается в глаза и сейчас.
Я очень люблю эту ленту, причем для меня "родная" - версия с музыкой Паулса. Я, безусловно, смотрела и вариант с балладами Высоцкого, но он был чужим. Во-первых, потому, что эти песни уже звучали в другом фильме, в "Балладе о доблестном рыцаре Айвенго". Во-вторых, потому что фильм был смонтирован уже под музыку Паулса и что-то менять тут было сложно. В-третьих, фильм моего детства - это фильм не с балладами Высоцкого, которые для меня выглядят там чужеродно, хотя и были написаны именно для этого фильма. Но - не сложилось и, на мой взгляд, не надо было их потом обратно приляпывать.
Над землей много белых птиц,
На земле много разных лиц,
Только запомнить нам навек суждено,
Одно лишь одно.
Самым прекрасным навеки станет оно,
Одно лишь одно.
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/film/44009/