ДМИТРИЮ РОГОЗИНУ ПРИПОМНИЛИ БАТУТ
В понедельник Владимир Путин провел в Кремле совещание с правительством, обсуждалась масса вопросов, в том числе в очередной раз президент обратил внимание на размах хищений на строительстве космодрома Восточный.
«Сто раз сказано было: работайте прозрачно, деньги большие выделяются. Проект носит практически общенациональный характер. Нет: воруют сотнями миллионов. Сотнями миллионов! Уже несколько десятков уголовных дел возбуждено. Состоялись решения судов, в тюрьме люди сидят. Нет. Порядка так до сих пор там не удалось навести, как следует», – цитирует ТАСС.
Президент будет «просить» контрольное управление своей администрации, прокуратуру и следственные органы внимательным образом следить за расходованием денег на диверсификацию производства и работы в сфере ОПК за проведением закупок.
По итогам совещания пресс- секретарь Дмитрий Песков уточнил, что за время строительства космодрома Восточный похищены 11 млрд рублей, возвращены 3,5 млрд рублей. По делам о хищениях осуждены 32 человека. «Сейчас в работе у СК еще по тем «хвостам» Восточного пять уголовных дел», – добавил Песков.
Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, в чьём ведении находится строительство Восточного, в свою очередь буквально сразу счёл нужным заверить: коррупционные дела относятся к начальному периоду, когда и были выявлены основные нарушения при строительстве первой очереди космодрома, а вторая создаётся на совершенно иных принципах: «Обеспечено и казначейское сопровождение, и деньги выделяются непосредственно с аккредитива, – рассказывал глава «Роскосмоса» журналистам. – Никаких оснований сегодня беспокоиться по поводу того, что деньги расходуются неэффективно, у нас пока нет. Каких-то фактов тревожных тоже нет».
Суммы, соответственно, колоссальные. Всего, как сообщалось ранее, целиком весь комплекс Восточный обойдётся в 300 млрд рублей. К данному моменту на строительство был выделен 91 млрд рублей, из которых освоено 66 миллиардов.
Неужели 11 миллиардов украли? Ай, молодцы!
Так, чтобы примерно понимать объём средств, напомним: уже направленная сумма на реализацию проекта соответствует, допустим, объёмам финансирования, потраченным на подготовку к ЧМ-2018 одного из городов-организаторов. В Ростове-на-Дону, например, в эту сумму вошло и создание с нуля нового аэропорта «Платов», и стадиона на 45 тысяч мест, а также транспортной инфраструктуры, сообщает «Царьград».
Восточный в Амурской области – первый российский национальный космодром, предназначенный для гражданских запусков ракет. Работы по строительству объекта начались в 2012 году, напоминает «Газета.ru». Генеральным заказчиком стала госкорпорация «Роскосмос», генеральным подрядчиком – «Спецстрой». Все это время создание космодрома курировал Дмитрий Рогозин – сначала как профильный вице-премьер, а с весны 2018 года – как гендиректор «Роскосмоса». С тех пор сроки завершения строительства неоднократно переносились, а из-за нарушений на объекте руководители «дочек» «Спецстроя» и смежных организаций попали под суд.
Первым по делу о растрате ещё в октябре 2014-го был задержан экс-глава «Дальспецстроя» (генподрядчик строительства) Юрий Хризман. Затем арестовали его приближённых: бывшего главбуха и главного инженера по оснащению космодрома, далее − сына Юрия Хризмана, участника госзакупок по строительству, а также спикера Заксобрания Хабаровского края Виктора Чудова. Все получили сроки − от 5,5 до 11,5 лет.
Тогда же суд приговорил к 8 годам владельца и менеджеров «Волго- Вятской строительной компании», тоже причастных к хищению 1,3 млрд рублей при строительстве, напоминает РБК. В конце 2016 года «Спецстрой» вообще распустили.
По мнению доцента кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова, члена экспертного совета «Офицеров России» Александра Перенджиева, казнокрады на космодроме Восточный злоупотребляли режимом секретности. «При строительстве не было никакого контроля. Причина в том, что это строительство в оборонной сфере, за счет отсутствия прозрачности, публичности при выполнении работ, так как это была гостайна, − были созданы условия для кражи», – заявил Перенджиев в газете «Взгляд».
«Рогозин должен был разбирать наличие коррупциогенных факторов и работать над их устранением, – говорит Перенджиев. – Именно в системе государственного управления должна быть заложена система противодействия коррупции. Задача Рогозина – выстроить систему противодействия, а он решил, что достаточно будет, если будет борьба с коррупцией, то есть посадки. В России многие считают, что главное – посадить коррупционеров, но этого недостаточно, чтобы минимизировать коррупционную угрозу. Система борьбы сформирована, но о системе противодействия такого сказать нельзя».
Ну, а казначейское сопровождение, и то, что деньги выделяются непосредственно с аккредитива, о чем глава «Роскосмоса» рассказывал журналистам, - это не система противодействия? Тут явно что-то не срастается, а вот и ответ - почему.
В пример «Роскосмосу» эксперт привел министра обороны Сергея Шойгу, по инициативе которого президент недавно создал публично-правовую Военно- строительную компанию, она займется строительством оборонных объектов в условиях прозрачной системы финансирования. «Контролируют сама Счетная палата и другие органы финконтроля», – подытожил Перенджиев.
То есть, вместо "вороватого" подрядчика "Роскосмоса" появится компания Минобороны, чистая, как слеза.
Интересно, неужели Счетная палата не может контролировать объекты «Роскосмоса»? − вопрос.
Другой эксперт, член- корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин, также считает, что «если проблема носит системный характер, как в данном случае – возбуждено 140 дел, десятки публикаций в прессе и так далее, – то, может быть, дело не в людях и бюджетах, а в механизмах распределения государственных средств».
Он напоминает, что был одним из авторов идеи создания космодрома Восточный. Тогда, по его словам, предлагалось разделить функции заказчика создания космодрома, основного исполнителя и распорядителя бюджетных средств. «Мы планировали, что будет создана специальная госкорпорация по развитию даже не самого космодрома Восточный, а всего кластера вокруг. Ведь есть же комплексная программа развития Дальнего Востока, в которой космодром – основная точка сосредоточения, центр этого кластера», – поясняет Ионин.
Согласно этой идее, «Роскосмос» был бы не единоличным строителем Восточного, а исполнителем своей части работ, одним из многих. «То есть занимался бы созданием стартовых и прочих технических комплексов. Заказчик строительства при этом был бы другим, и именно у него были бы все бюджеты. Тогда было бы более-менее понятно. А сейчас все сосредоточено в одних руках, «Роскосмос» един во всех лицах. В этом и заключается системная проблема», – подчеркивает академик.
Наверное, и здесь гладко только на бумаге. Бюрократические структуры, которые при этой схеме появляются, наверняка не способствовали бы повышению темпов строительства космодрома, хотя и убавили размах воровства. При этом субъектов воровства прибавится, но "воровать" будут по закону - затраты на аппарат и т.д. Понятно, что к аппарату тоже будет что-то "прилипать", поэтому воровство в пересчете на каждого субъекта уменьшится, а общие потери - вряд ли.
В январе этого года «Роскосмос» подверг жесткой критике председатель правительства Дмитрий Медведев. Поводом стали слишком медленные темпы строительства космодрома – по словам премьера, «реально построено, если считать в штуках, хотя так считать не очень правильно, четверть запланированных объектов, только пять из 19». Медведев бросил руководству госкорпорации жесткую фразу: «Хватит болтать!».
Наблюдатели вспоминают, как Дмитрий Рогозин, в то время еще вице-премьер, курирующий космическую отрасль, публично заявил: «Проанализировав санкции против нашего космодрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».
Лет пять прошло, а помнится, как сейчас. И не то, что американцы тогда отступили, – это-то как раз забылось, а сама фраза! Не бросайтесь громкими фразами – они вас потопят при неудачном течении дел. В новом правительстве вместо вице-премьера Дмитрия Рогозина появился вице-премьер Юрий Борисов. Рогозин отправлен возглавлять «Роскосмос».
В сентябре этого года Дмитрий Рогозин впервые вступил в заочную полемику с Юрием Борисовым, курирующим оборонно- промышленный комплекс. Ранее в интервью «Ведомостям» вице-премьер Борисов выступил с критикой «Роскосмоса», заявив, что темпы строительства космодрома Восточный «не устраивают всех». Он рассказал, что был на стройке в июле, при этом темпы возведения объектов второй очереди космодрома по-прежнему неудовлетворительны. По словам вице-премьера, не исключено, что подрядчиком строительства космодрома может стать создаваемая сейчас в структурах Минобороны публично-правовая компания (ППК) «Военно-строительный комплекс».
Вскоре после выхода интервью Борисова Рогозин написал в своем твиттере о том, что «сегодня на строительстве второй очереди космодрома Восточный будет залито 1,5 тысячи кубов бетона». А в ответ на замечание одного из своих подписчиков в твиттере о критике со стороны Борисова Рогозин написал: «А так было всегда: одни строят, другие – критикуют. Все при деле».
В начале сентября президент Владимир Путин потребовал завершить строительство космодрома в назначенный срок. Он призвал «к ответственному отношению» и динамичному темпу организации работ». «Необходимо выдержать все намеченные сроки», – заявил Путин. Он напомнил, что запуск ракеты-носителя сверхтяжелого класса должен состояться в 2028 году.
В ходе совещания на космодроме, куда президент приехал в начале осени, Владимир Путин назвал космодром важнейшей стройкой государственного значения. «На мировом рынке космических услуг, как вы знаете, конкуренция растет, увеличивается число стран, реализующих собственные космические программы. Чтобы оставаться в лидерах, в том числе в области пилотируемых программ, России необходимо последовательно наращивать свои конкурентные преимущества, грамотно использовать имеющийся научный, технологический и кадровый потенциал».
В том, что намеченное будет выполнено, лично у меня нет сомнений: мы работаем исключительно эффективно, когда припрет. «Наши партнеры» создали для этого все условия – жесткое противостояние, санкции и т.д. – вопрос стоит прямо и грубо: кто кого? Россия не единожды попадала в подобную ситуацию и чувствует себя в ней, как рыба в воде.
Вопрос в организационной схеме.
«Вывод единственный, − делится в Интернете Глас Вопиющий, − создавать государственные компании типа «Военно-строительной». И так во всех сферах деятельности, особенно в банковской, и пусть конкурируют. Вот это и будет настоящий рынок, а не воровская монополия!»
Предложение, на мой взгляд, толковое, к этому всё идет.
Сергей ШИЛЬНИКОВ , обозреватель "Тюменской правды" (региональная правительственная газета, которая издается с 1918 года)
Евгений КРАН /рис./
http://tyum-pravda.ru/politica-main/42615-podrobnosti-zabudut-khoroshuyu-frazu-nikogda