Диплом, первую главу которого надо было сдать ещё месяц назад, заказ, который горит, но мы продолжаем прокрастинировать, годовой отчет, который надо сдать к этой пятнице…Вот он – пресловутый «страх чистого листа» (ну или банальная лень). Разбираемся, как с ним бороться.
Способ №1. Как хочу, так и пишу
Давно было подмечено: в любом деле труднее всего – начать. Но ведь никто не говорил, что начинать нужно именно с самого начала, согласны? Распространенный писательский прием: когда первая глава ну никак не пишется, начинайте писать 23-ю или эпилог. Иными словами, начинайте писать любой отрывок, к которому лежит душа. А потом «лепите» и складывайте текст по кусочкам.
Прием годится не только для художественной литературы, но и для нас – обычных копирайтеров, журналистов, студентов, блогеров, офисных работников.
Боязнь чистого листа рождается из-за того, что нам кажется: первая фраза в тексте должна быть какой-то особенной, многообещающей, завлекающей. Начать писать с середины намного проще – нет такой ответственности, не нужно выдумывать слона. А потом во время еды придет аппетит, и вводное предложение появится само собой.
Способ №2. Обманный маневр
Модернизированный вариант первого способа. Пытаемся обмануть самих себя и пишем вместо первой фразы любой бред: «Дорогая Нина Петровна, спешу сообщить вам…», «Катерина Сергеевна, не могу с вами не поделиться…». Такое «введение» может быть длиной хоть в целый абзац, сколько вам захочется. Потом можно плавно перейти к теме статьи и самому не заметить, как она будет написана. Да ещё и ой как хорошо написана!
В чем смысл этого странного приема? Мы расслабляемся! Во-первых, от абсурдности самой ситуации: ну как серьезная статья про медные дымники может начинаться с обращения к какой-то там Нине Петровне?!Хихикаем, но продолжаем писать. А белый лист, тем временем, наполняется буквами и страх куда-то отступает. Кстати, тексты, написанные таким образом (т.е. начинающиеся с обращения) часто выходят вполне годные. Потому что при их написании мы словно обращаемся к знакомому человеку и рассказываем ему историю. А это один из секретов хороших текстов, если вы до сих пор не знали.
Способ №3.Тренируем мозг
Пальцы привычно порхают по клавиатуре, но наш мозг ещё сохранил незримую прочную связь с авторучками и письмом от руки. Отбросьте (или просто отодвиньте) ноутбук в сторону и возьмите в руки обычный лист бумаги и ручку. Начинайте записывать все идеи, которые придут вам в голову. Ну то есть не все, а те, что связаны с текстом и с его началом.
Удивительно, но в процессе письма мы задействуем разные зоны мозга, ответственные за мышление, память, язык. Это своеобразная тренировка наших умственных способностей, мы каким-то волшебным образом начинаем быстрее генерировать идеи. Через 15-20 минут у вас уже будет набросано с десяток первых предложений, из которых обязательно получится слепить что-то дельное.
Способ №4. Тссс…Воруем идеи
Нет, никто не предлагает вам нагло слизать лид у понравившейся статьи, но подсмотреть-то можно. Читаем хорошие образцы по теме, оцениваем, что нам нравится, что нет, думаем, как можно применить и использовать это у себя…
Кстати, если вам потребовался именно этот, последний способ, значит, скорее всего, вы плохо знакомы с темой публикации. Или, наоборот, слишком хорошо. В любом случае писать и при нехватке, и при избытке информации практически невозможно.
- Когда информации недостаточно, вы лазаете по тематическим сайтам, чтобы своровать у кого-то готовые фразы и идеи. Это неправильно. Нужно лучше разобраться в теме, послушать экспертов, почитать книги. Тогда, возможно, и начало родится само собой.
- Когда информации слишком много, мы не знаем, с чего начать, потому что всё кажется важным. Не понимаешь, за что хвататься, а потому рука тянется к сторонним сайтам, чтобы посмотреть «а как они справились с этой задачей?». Варианта два – лечь спать, чтобы в вашей бурно работающей голове всё устаканилось, либо начать писать отдельными отрывками. По каждому важному пункту – свой абзац, из которых вы затем слепите полноценный текст. Кстати, в процессе написания и при взгляде на готовые отрывки станет понятно, что действительно было самым важным, что вынести в начало, а что в конец.