Вообще-то автор знаменитого фильма, изменившего в 1994 году мировой кинематограф, назвал его «Бульварное чтиво», но в России любят менять название на свой вкус. Оригинальным названием Квентин Тарантино противопоставил себя высокоинтеллектуальным мастерам Голливуда, показав, что не берет устоявшиеся догмы в расчет. Ведь именно бульварное чтиво – самое низкопробное. Тонкий стеб от будущего классика нового времени.
iFuck НЕ ПО ПРАВИЛАМ
В фильме 271 раз произнесено слово fuck, автор говорит, что вещать можно не только словами, что они тут - элемент повествования, доносить до зрителя киноискусство можно оригинальным концептом, где слова – фон.
На этом связь с литературой в фильме не заканчивается. Как знает поклонник творчества Тарантино, несколько его фильмов, включая «Криминальное чтиво», разделены на главы. Но и тут автор идет к утверждению тезиса от его опровержения, слово следуя закону «отрицания отрицания», он выстраивает нелинейный сюжет.
Этот инструмент использовали многие известные режиссеры. Получилось только у Квентина Тарантино в «Криминальной чтиве», Кристофера Нолана в «Помни» и Алехандро Гонсалеса Иньяритту в фильме «21 грамм».
Сюжетные линии расписаны отдельно и лишь временами герои пересекаются, хотя они находятся в одной локации и тесно связаны друг с другом.
СЮЖЕТ
I.
Винсент в исполнении Джона Траволты и Джулс, которого играет Сэмюэль Л. Джексон неторопясь выполняют поручение своего босса – криминального авторитета-афроамериканца Марселласа Уоллеса. Им нужно забрать у должника кейс. Но что в нем – остается неизвестным.
Действие подано в необычной форме. По пути на «дело» криминальная пара обсуждает религиозные темы, чередуя их с подробностями массажа ног супруги начальника.
II.
Винсент (из главы I) ведет на свидание жену того же босса, который попросил его присмотреть за Мией во время своего отсутствия. Мужчина не четко соблюдает границы дозволенного, так как помнит бурный характер босса Уоллеса.
Но в какой-то момент начинаются проблемы, потому что девушка – принимает наркотики.
III.
Стареющий боксер Бутч собирается уйти на пенсию. Чтобы обеспечить себе безбедное существование, ему нужно по приказу Марселласа програть в пятом раунде прощального поединка. Но Бутч решает, что сворачивать с пути еще рано.
При этом все деньги, заплаченные ему заранее боксер ставит на себя и выигрывает куш.
ОСОБЕННОСТИ
Кинокартина своим новаторством и оригинальностью изменила представление о методологии кинематографа. В том числе за счет интересных деталей сюжета. Фильм намерено сняли на дешевую пленку, композитора не нанимали – Тарантино просто взял песни из своих любимых фильмов (позже саундтрек к фильму стал самым продаваемым в мире).
То есть автор специально шел против устоев коммерческого кино (бюджет и правда был совсем небольшой), создав в итоге фильм, который хорошо заработал и получил «Оскар».
В более зрелом возрасте Тарантино стал время от времени в своих фильмах чередовать жанры, почти незаметно намекая в мелочах, к какому поджанру относится та или иная глава фильма. А начинал Квентин именно в «Криминальном чтиве».
Помните момент, где Бутч выбирает в магазине оружие для расправы? Сначала в его руках оказывается молоток, затем – бейсбольная бита, а потом и бензопила. Но выбор останавливается на самурайском мече. С каждым из этих видов оружия – прообраз отдельного поджанра фильмов ужасов или триллеров. Тарантино решает, в каком именно жанре Бутч будет вершить возмездие.
Почему вообще на экране появился Винсент Вега? Ведь в «Бешеных псах» Майкл Мэдсен великолепно справился с ролью Вика Веги. Оказалось, что актер был занят в другом проекте, поэтому автору пришлось придумать ему брата. Позже режиссер не раз говорил о задумке снять фильм про братьев. Но в итоге Траволта и Мэдсен так и не пересеклись на экране.
Кто такой классический гангстер? Это итальянцы из трилогии Френсиса Форда Копполы «Крестный отец». Это брутальные маститые дядьки, для которых достоинство, негласные законы, уважение – важнее многих вещей в жизни. Кто такой гангстер у Тарантино? Это странные люди, рассуждающие на посторонние темы, которые (внимание!) удивляются метрической системе в Европе. Тонкая ирония автора, заметная не всем.
Еще одна особенность связана с восприятием фильма. После просмотра создается впечатление, что посмотрел добротную классическую ленту для интеллектуалов. По всей видимости, так и есть. Вот только, если приглядеться, то фильм до отказа нашпигован кровавыми сценами, наркотиками и нецензурной бранью. Мастерский почерк автора: зависит от того, как подают блюдо, а не что оно из себя представляет. На этом месте вспомните черный кейс, за которым пришли Винсент и Джулс в начале фильма. Сюжет фильма и есть содержимое этого чемодана: каждый, открывая его, увидит то, что хочет увидеть.
Если внимательно пересматривать фильмы Тарантино: когда паззл складывается в картинку, то видно, что любая жестокость в фильме наказывается. Это касается всех фильмов автора, который даже постебался над этой особенностью в картине «Доказательство смерти». Поэтому у зрителя не создается впечатления несправедливости, несмотря на обилие крови и стрельбы. Этот принцип взят из классических Серджио Леоне и Клинта Иствуда.
ЗНАЧЕНИЕ
Тарантино открыл дорогу в Голливуд молодым режиссерам-экспериментаторам. И не зря. Самым значимым подражателем его таланта стал Гай Ричи. Сегодня он сам – классик со своим стилем. А начинал с фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», которые имеют множество заимствований от раннего Тарантино.
Отдельное значение в культуре Голливуда имеют диалоги из фильмов Квентина, где он совмещает несовместимое, вновь используя закон «отрицания отрицания». Между тем, в них немало отсылок автора к старым фильмам, когда-то он полюбил.
«Криминальное чтиво» - произведение жанра постмодернизм. У него несколько уровней подачи материала и, соответственно, несколько уровней осмысления, а также неоднозначная интерпретация событий. Особенно, если их воспринимать в соотношении между собой.
Сам Тарантино о смысле фильма с легкостью говорит, что все эти фишки были ему нужны, чтобы удержать зрителя у экрана. Но стоит ли верить этим словам, когда известно, что режиссер практически всегда в разговоре с журналистами «несет пургу». Правду он говорит крайне редко, как и положено настоящему классику.