Найти в Дзене
Одна минутка

Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку. Примеры с котиками

Картинка: pixabay.com
Картинка: pixabay.com

От одинадцатиклассников часто приходится слышать, что задание №8 в ЕГЭ по русскому языку они если и берутся делать, то только методом «угадайки».

Задание действительно нелегкое. Особенно для тех, кто учится на троечки. Однако научиться его выполнять может и троечник! Кстати, правильно выполненное задание №8 дает 5 первичных баллов, а это существенно!

Итак, давайте разбираться! В типовом задании №8 предлагается 5 вариантов грамматических ошибок и список из девяти предложений, в котором нужно эти ошибки определить. Задание звучит так:

«Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца».

Всего в первом столбце может быть, как я уже упомянула, пять типов грамматических ошибок. А всего таких типов в задании десять, просто в разных вариантах предлагаются разные:

1) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
2) Ошибка в употреблении имени числительного
3) Ошибка в построении предложения с однородными членами
4) Ошибка в построении предложения с косвенной речью
5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
8) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
9) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
10) Ошибка в построении сложного предложения

Давайте разберем подробно каждую из возможных десяти ошибок и определимся – с чего начинать выполнение задания. А тренироваться будем… на кошках!

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

От легкого к сложному

Чтобы не ошибаться, ищите ошибки именно в том порядке, в каком предлагаю я. Просто попробуйте!

1) Что определить легче всего? Конечно же, предложение с несогласованным приложением.

Если уже забыли (а то и вовсе пропустили в школе мимо ушей), то приложение – это определение, выраженное существительным. Это могут быть названия географических объектов, произведений искусства, книг, телепередач… и т.д. То есть мы имеем дело с названиями, которые написаны в кавычках!

Ищем в списке наших предложений те, где есть слова в кавычках.

Например: «В журнале «Кошкином доме» очень много интересных рассказов о взаимоотношениях домашних животных и их хозяев».

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Даже образованные люди допускают ошибку в подобных случаях и могут написать: «В журнале «Кошкином доме» очень много…»

Нужно запомнить:
* если пишем без уточнения, что это, то название в кавычках склоняем по падежам (В «Кошкином доме»),

* а если уточняем (в журнале), то не склоняем: «В журнале «Кошкин дом» очень много…»

Есть у вас в списке предложений что-то подобное? (Для тренировки советую использовать задания в Яендекс.Репетиторе. Этот сервис – просто супер для самоподготовки!)

2) Определяем следующую ошибку: в употреблении имени числительного.

Внимательно смотрим, а есть ли в нашем списке предложения, где упоминаются какие-либо числа. Может, там есть слова, указывающие на порядок или количество?
Допустим, нашли:
«На покупку корма для кошек мы потратили за месяц не более полторы тысяч рублей».

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Что неправильно? ПолУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.
У таких числительных только две формы изменения по падежам. В именительном (кто?, что?) и в винительном (кого?, что?) пишем – «полтора» для мужского и среднего рода. Во всех остальных падежах – «полутора».

Правильно будет: «На покупку корма для кошек мы потратили за месяц не более полутора тысяч рублей».

Правила, по которым употребляются числительные, очень легко найти в интернете. Потратьте десять минут и сделайте табличку, потом распечатайте её и просто постарайтесь за несколько вечеров все запомнить.

3) Что ищем далее? - Ошибку в построении предложения с однородными членами

Однородные члены, наверняка, помните с младшей школы.

Чтобы увидеть ошибку, нужно помнить, что нельзя объединять в однородный ряд разнородные элементы. Например, существительные и глаголы. Просто постарайтесь увидеть – равноправные ли члены поставлены в один ряд?

Например: «Котенок хотел водички и спать».

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Видим, что котенок чего-то хотел… Но можно ли назвать то, чего он хотел, «однородными элементами»? «Водички» – существительное. А «спать» - глагол. Значит, тут ошибочка!

Правильно будет: «Котенок хотел пить и спать».

Мы рассмотрели три из десяти возможных ошибок, которые предлагает нам задание №8 в ЕГЭ по русскому языку в 2020 году.

В следующей статье обязательно продолжим. А пока – как следует научитесь определять эти три вида грамматических ошибок, используя, например, очень любимый мной «Яндекс.Репетитор»!

Вот стихи для повторения, чтоб запомнить ударения

-6