Найти в Дзене
Мозговой механик

Эмоциональная сила поэзии: нейронные схемы, психофизиология и принципы композиции

Оглавление

Написание стихов, которые насчитывают около 4300 лет, является самым древним достоянием мировой литературы. Корни поэзии, возможно, уходят гораздо глубже в прошлое, в то время, когда грамотность еще не сформировалась и стихи передавались в устной форме. Тот факт, что поэзия сопровождает человечество на протяжении столь длительного периода времени, наводит на мысль о том, что она оказывает сильное воздействие на познание и эмоции человека.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/08/13/17/24/woman-reading-887274_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/08/13/17/24/woman-reading-887274_1280.jpg

В отличие от музыки, психологические механизмы и нейронные основы поэзии недостаточно изучены. Недавние исследования в области визуализации мозга начали прояснять некоторые аспекты поэтического языка, в частности, польза от литературного восприятия с точки зрения познания, нейронные связи между восприятием грамотности в поэзии и прозе и механизмы взаимодействия мозга с стихотворением.

Однако эмоциональное воздействие поэтического языка и связанного с ним эмоционального наслаждения, которое лежит в основе мотивации человека к восприятию искусства, не было изучено с помощью психофизиологических или нейронаучных подходов.

Поэтому остается неизвестным действительно ли поэзия способна вызывать сильные приятные эмоции, какие основные структуры мозга управляют этими реакциями и похожи ли они на те, что были найдены в результате эмоционального наслаждения музыкой и какие особенности языка поэзии являются движущей силой таких реакций.

Эксперимент 1

В психофизиологическом исследовании было протестировано 27 человек, владеющих немецким языком как родным и с отличным слухом. Как психофизиологическое, так и последующее нейровизуальное исследование было проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией и одобрено Комитетом по этике Отделения психологии и педагогики при университете Берлина. В конце каждого исследования часть расходов была компенсирована в размере 15 евро.

Физиологические измерения

Для получения данных об активности кожи, сердечного ритма и электромиографической активности лица был использован 10-канальный биоусилитель Nexus-10, включая программу записи Biotrace. Постоянное измерение уровня влажности кожи в процессе пилоэрекции проводилось с помощью камеры Gosecam, которая фиксирует поверхность кожи с помощью видео. Видеоданные были проанализированы в автономном режиме с помощью аналитического программного обеспечения Gooselab V1.21 компании Matlab. Испытания начинались с начального базового уровня в 3 минуты. Во время презентации стимулирующих средств, участников попросили наблюдать за своим телом и нажимать на кнопку доминирующей рукой, когда они ощущали холод.

Результаты

Все участники испытали озноб во время проведения эксперимента. Кроме того, видеозаписи, сделанные для 11 участников (40,7%), позволили объективно доказать целесообразность эксперимента. Приведенные данные аналогичны показателю по музыке (40%), саундтрекам к фильмам (43,1%) и сюжетам фильмов (40%).

Эксперимент 2

В рамках первого исследования 18 правшей, говорящих на немецком языке, с хорошим слухом добровольно согласились принять участие в исследовании ФМРТ.

Вспомогательные материалы

В рамках исследования фМРТ были заменены две поэмы, выбранные экспериментаторами, с целью проверки эффектов стимулов, которые были продемонстрированы в сравнении с эффектами от трех других поэм, отобранных экспериментаторами в первый раз. Средняя продолжительность стихотворений, отобранных экспериментатором, составила 260 секунд.

В среднем оценка знания двух новых стихотворений составляла 0,68 балла по шкале 0-5. Поскольку никакие конкретные подвиды конкретных реакций не могут быть найдены в предварительном анализе, все факторы были сведены в одну категорию для основного анализа ФМРТ.

Результаты

При расчете контраста между ознобом и нервными окончаниями по всему мозгу мы обнаружили увеличение активности при ознобе в средней островной доли и соседней средней поясной коры, распространяющейся на спинной стриатум, таламуса среднего течения, мозжечка. Противоположность не показала значительных уровней выше порогового значения.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/06/07/02/12/book-4257405_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/06/07/02/12/book-4257405_1280.jpg

Поэтический язык можно найти практически во всех культурах мира и на протяжении всей истории человечества. Однако на сегодняшний день о влиянии поэзии на мозг и тело человека известно очень мало. Нынешние эксперименты свидетельствуют о весьма положительном воздействии поэзии на эмоции.

Предоставляя количественные данные по психофизиологии, нейровизуализации и поведению, можно показать, что поэзия способна вызывать пиковые эмоциональные переживания, включая зарегистрированные озноб и мурашки. Эти весьма сильные реакции неоднократно приводили к тому, что они имеют важное для человека значение. С учетом того, что организму присущи как сильные физические качества, так и сильные эмоциональные качества, холод и мурашки по коже являются внутренней функцией организма, ибо событие в окружающей среде имеет отношение к самым важным для человека проблемам.

Повышенная активность при ознобе в середине изоляции подтверждает мысль о сильно ощутимом телесном компоненте, потому что эта область играет ключевую роль в восприятии и нейронном представлении внутреннего состояния тела. В качестве побочного продукта этой внутренней сигнализации, озноб и мурашки по коже повышают воспоминания вызывающего импульса. Это хорошо сочетается с тем фактом, что участники хорошо помнят точные отрывки из детских стихотворений.

Наука
7 млн интересуются