Найти тему
Яблоко эдема

Как Apple переосмысливает свой основной бизнес, чтобы продолжать расти

Оглавление
Бизнес Apple редко останавливается. Посмотрите, как он эволюционировал за эти годы.

На прошлой неделе финансовые результаты Apple за 3 квартал 2019 года вызвали небольшой шум, поскольку впервые за семь лет доходы iPhone составили менее половины от общего дохода Apple. Причиной является замедление темпов роста продаж iPhone в сочетании с резким ростом в двух других областях: носимые устройства и услуги.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/06/22/01/apple-2122645_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/06/22/01/apple-2122645_960_720.jpg

Но вряд ли это первый раз, когда Apple переживает серьезные изменения в форме своего бизнеса. На самом деле, Apple - это компания, которая редко останавливалась на достигнутом с точки зрения своего развития.

Чтобы доказать это, давайте пройдем через 20 лет бизнеса Apple, по пять лет за раз.

1999: Возвращение Мака

Стив Джобс вернулся в Apple в 1997 году, и мы все знаем, что произошло дальше. Но эта трансформация заняла некоторое время. Посмотрите на образец квартала за двадцать лет назад - четвертого финансового квартала 1999 года - и вы увидите совсем другую компанию, чем Apple сегодня.

Во-первых, в те времена существовал только один продукт Apple: Mac. 80% доходов Apple приходится на долю Mac, 20% - на другие продукты, в основном на аксессуары и программное обеспечение Mac. В четвертом квартале 1999 года общий доход Apple составил $1,34 миллиарда, что принесло прибыль в размере $111 миллиона. Если говорить об этом в перспективе, то Apple получала столько дохода каждые два дня или около того в третьем квартале 2019 года.

В четвертом квартале 1999 года Apple продала 772 000 компьютеров Mac. Мы не знаем, сколько Mac Apple продает за четверть года, потому что она перестала публиковать данные о продажах устройств в прошлом году, но это, вероятно, приблизительная цифра в четыре миллиона. Имейте это в виду, если учесть, что на долю Mac приходится лишь около 10% всего бизнеса Apple: когда Mac составлял 80% бизнеса Apple, Apple продавала менее чем на пятую часть Mac в квартал 2019 года, как это было в 2019 году.

2004: Подъем iPod

2004 год был переломным моментом для Apple. После выхода iPod в продажу в конце 2001 года продажи росли медленно... до конца 2004 года, когда они взлетели как ракета. Четвертый финансовый квартал 2004 года - это фактически момент до взрыва ракеты iPod. Фактически, это последний квартал, в котором Mac составлял основную часть бизнеса Apple. (Именно так - Mac составлял меньшинство доходов Apple в течение 15 лет).

В конце 2004 года 52% выручки приходилось на Mac, 23% на iPod и 25% на другие продукты. В четвертом квартале 2002 года Apple продала 836 000 компьютеров Mac, что больше, чем пятью годами ранее. Но он также продал два миллиона iPod, и это число удвоится в следующем году.

Apple тоже росла в целом. Рост продаж iPod означал, что выручка Apple составила 2,35 миллиарда долларов, но прибыль составила всего 106 миллионов долларов. Взрыв роста прибыли Apple должен был отстать от взрыва роста доходов, по крайней мере чуть-чуть.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/01/05/00/15/profits-1953616_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/01/05/00/15/profits-1953616_960_720.jpg

2009: iPhone взлетает

В 2009 году Mac показал лучшие результаты, чем пять лет назад, а в четвертом квартале 2009 года компания Apple продала 2,6 миллиона компьютеров Mac, что в три раза больше, чем в том же квартале пятью годами ранее. И все же, несмотря на весь успех Mac, он сократился до 29% от общего дохода Apple.

Это была эпоха, вызванная стремительным ростом продаж iPhone и по-прежнему высокими продажами iPod. За этот период Apple продала 6,9 миллиона iPhone и 11 миллионов iPod. В целом, iPhone составлял 38% бизнеса Apple, а iPod - 13%.

В целом бизнес Apple также был намного больше. В четвертом квартале 2009 года выручка составила 11,5 млрд. долл. США, что более чем в четыре раза больше, чем пятью годами ранее. А что касается прибыли? В четвертом квартале 2009 года Apple получила прибыль в размере 2,2 млрд. долл. Деньги наконец-то начали поступать.

2014: iPod исчезает, iPad заменяются

К 2014 году Apple будет больше похожа на компанию, которую мы видим сегодня. Выручка iPhone составляет 53% от общего объема продаж. iPod исчез - его продажи настолько малы (2,9 миллиона), что Apple спрятала свои доходы внутри категории "другие продукты", которая сама по себе составляет всего 5 процентов от общего пирога. На смену ему в качестве доходного двигателя приходит iPad, на долю которого приходится 16 процентов от общего объема продаж. На долю Mac, который сейчас продает 4,4 миллиона устройств (170 процентов больше, чем пять лет назад!), приходится 15 процентов от общего объема продаж.

Бизнес Apple взорвался в период с 2004 по 2009 год, но это ничто по сравнению с инфляцией в период с 2009 по 2014 год. В третьем квартале 2014 года выручка Apple составила 37,4 миллиарда долларов США - в три раза больше, чем пять лет назад!

2019: Рост остальных показателей

Это подводит нас к самому последнему кварталу, в котором Apple получила 53,8 миллиарда долларов дохода и 10 миллиардов долларов прибыли. Хотя это правда, что продажи iPhone падают, общая прибыль Apple и траектория доходов продолжает расти, хотя и в подгонках и начинается. Снижение доли iPhone до 48% от общего дохода Apple частично объясняется быстрым ростом категории носимых вещей (ранее называвшейся Прочие), а также продолжающимся ростом линейки услуг.

Тем временем, давайте не будем наговаривать на Mac и iPad. 11% и 9% доходов, которые они генерируют, могут показаться небольшими, но общий доход Apple резко вырос. В совокупности они обеспечили более 10 млрд. долл. США доходов.

Наблюдая за тем, как бизнес Apple меняется постепенно, квартал за кварталом, иногда трудно увидеть более масштабные картины. Производственные линии компании растут и падают, но до сих пор общая траектория развития компании в этом столетии была довольно резко повышена. Одной из ключевых причин этого является регулярное добавление новых продуктов и услуг, которые могут способствовать росту и компенсировать продукты, которые перестали расти или, в случае с iPod, полностью исчезли.

Apple прошла долгий путь от тех кварталов в начале 2000-х, когда она даже не смогла показать прибыль. По моим подсчетам, Apple принесла 450 миллиардов долларов прибыли с 2000 года, 429 миллиардов долларов из них за последние десять лет, и 277 миллиардов долларов из них за последние пять лет.