В наше время, ситуация на рынке труда очень быстро меняется, что требует от будущих работников способностей адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.
Такое понятие, как "работа на протяжении всей жизни" теряет свой первоначальный смысл.
Постоянное повышение квалификации в работе - становится частым процессом или необходимостью. Время от времени, сотрудникам приходится менять свой карьерный путь, чтобы он соответствовал меняющейся конъюнктуре рынка труда.
Поэтому, процесс планирования карьеры, все чаще воспринимается не как создание планов достижения конкретных целей и их реализации, а как постоянно меняющийся процесс, на который большое влияние оказывают различные случайные факторы.
Было проведено комплексное исследование (в котором приняли участие 643 ученика 10-11 классов гимназии), в ходе которого были проанализированы такие важные аспекты, как важность планирования будущей жизни, восприятие деятельности или цели работы.
Было заявлено, что такие цели, как: наслаждаться работой и зарабатывать на жизнь - ценятся больше всего. Меньше всего ценился фактор вклада в развитие общества. Выявлено, что средняя уверенность в себе, характерна как для женщин, так и для мужчин.
Школа и выбор профессии
Образовательное воздействие на учащихся остается важным на протяжении всей жизни человека. Школа играет очень большую роль в процессе выбора профессии.
Основной целью профессионального образования в общеобразовательной школе, является:
- Создание условий для осознания учащимися своих личных качеств и способностей,
- Предоставление детям информации о профессии и мире труда,
- Стимулирование эквивалента между подростковой личностью и соответствующей профессией.
Школа и предоставляемые в ней услуги должны помочь ученикам принять рациональное карьерное решение, которое могло бы удовлетворить потребности человека и общества. С другой стороны, выбор профессии определяется множеством различных факторов.
Исследование показало, что по многим личностным переменным существуют различия между студентами, уже выбравшими и не определяющими свою карьеру.
Также было установлено, что планирование карьеры и выбор профессии зависят не только от способностей, интересов, ценностей, но и от того, как конкретный человек рассматривает свой прошлый опыт, будущие цели и ожидания.
Такие факторы, как планирование на будущее, наличие основной цели после окончания школы, восприятие будущей работы или деятельности, являются очень важными - при окончании общеобразовательной школы.
Исследования показывают, что на планирование будущей работы, в основном, влияет уровень уверенности в себе и поддержки семьи.
Выбор профессии - ответственный момент в жизни студента
Карьерные образовательные программы, реализуемые в школе, не всегда эффективны. Во-первых, очень важно знать предполагаемую карьерную траекторию конкретного студента, во-вторых, укреплять уверенность подростков в себе, адекватно ставить перед учеником будущие цели и целенаправленно планировать карьеру.
Целеустремленное профессиональное самоопределение, является важнейшей задачей в подростковом возрасте и развитием молодежи, определяющей всю дальнейшую жизнь человека.
Выбор профессии, несомненно, является ответственным действием, длительным и сложным процессом. Это одна из наиболее актуальных проблем в карьерном образовании студентов. Рациональный выбор профессии - это основная и важнейшая задача управления карьерой.
При спонтанном выборе карьеры, вполне вероятно, что работа будет планироваться в профессиональной деятельности, которая не соответствует природным способностям человека, призвания или не имеет спроса на рынке труда.
Поэтому важно, чтобы самоопределение молодого человека было сознательным, целенаправленным, чтобы подросток понял, что от правильного выбора зависит адаптация в трудовом мире, и его внутренняя гармония.
Таким образом, выбор профессии - это акт самовыражения личности, отражающий ее индивидуальные особенности и знания.
Каждая профессия требует особых физических и психических качеств исполнителя. Поэтому, профессиональное самоопределение означает не только активный, независимый и осознанный выбор, но и установление границ развития собственной личности, на которые влияют черты человека, его зрелость, интеллект, интересы, склонности, таланты, мотивы, ценности и так далее.
Профессиональное самоопределение зависит от множества различных взаимосвязей.
Часть из них включает в себя черты личности, а остальные - факторы социальную среду: семья, образование, рынок труда, экономические изменения, государственную политику, географическое положение и так далее. Соответствие профессии и личности определяют удовлетворенность работой и профессиональной стабильностью.
Профессиональное самоопределение - сложный процесс, учитывая, что количество профессий интенсивно растет, с другой стороны, при такой технико-экономической динамике трудно предугадать будущие карьерные направления.
Таким образом, у многих людей отсутствует более глубокое понимание важности выбора профессии, возникающих трудностей, необходимой поддержки и наиболее важных факторов, влияющих на карьерный выбор студентов.
Я буду рада, если вы подпишитесь на мой канал и поставите лайк под этой статьей! :)