Вспомните свой школьный класс: несколько отличников, которые регулярно участвуют в олимпиадах, пара троечников на задних партах. Может быть, мальчик из семьи врачей с явным интересом к химии и биологии или читающая запоем девочка, мечтающая о романтичных героях. У кого-то никак не получается выучить английский, а кому-то раз за разом не удается сдать информатику. Такие разные дети, а оценивают их по универсальной пятибалльной шкале. Сегодня подход изменился: индивидуальный образовательный маршрут предполагает индивидуальный и точечный подход к каждому ребенку.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника: что это
В широком смысле индивидуальный образовательный маршрут – это персонализированная программа обучения школьника, составленная под руководством классного руководителя на определенный промежуток времени. Она отображает конкретные и четкие цели, которых должен достигнуть ребенок, а также его способности, возможности на данный момент, состояние здоровья и другие личностные показатели.
В индивидуальном маршруте могут быть отражены разные данные: например, уровень начальных знаний ученика, поставленные цели (близкие и долгосрочные), личностные особенности ребенка. Классный руководитель может зафиксировать, предпочитает ли ребенок работать в команде или в одиночку, быстро справляется с задачей или долго обдумывает и неохотно принимает решения, – говорит эксперт Ассоциации классных руководителей Юлия Есауленко. – По форме индивидуальный маршрут может выглядеть по-разному. Удобно, когда индивидуальный маршрут – это чек-лист или электронная таблица, в которой аккумулируется вся информация о ребенке. Это позволяет видеть задачи, сроки, достижения и корректировать, если необходимо, дальнейшее движение по маршруту.
Первоначально технология индивидуальных образовательных маршрутов преследовала профориентационные цели: в их основе лежит идея, что каждый ребенок успешен, и первостепенная задача школы – создать необходимые условия для развития тех качеств, к которым у ребенка есть талант. Таким образом, у школы есть возможность сперва выявить сильные стороны ребенка, а затем развить их, способствуя тем самым дальнейшей успешной самореализации. Сегодня индивидуальный маршрут активно используют классные руководители, для того чтобы наиболее эффективно управлять успешностью своих учеников.
Один школьник легко и с интересом решает логарифмические уравнения и собирается поступать в профильный вуз, а другой увлекается историей, и ему гораздо менее интересна математика. Вполне оправданно, что подход к их обучению должен быть разным. Для них в школе классный руководитель может разработать индивидуальные образовательные маршруты с учетом их интересов и знаний.
Юлия Есауленко
Вскоре выяснилось, что индивидуальные образовательные маршруты подходят не только для подобного долгосрочного планирования, но и для более краткосрочных и насущных целей. Например, догнать общую программу, пропущенную во время болезни, или расширить знания по определенной теме. Кроме того, индивидуальный образовательный маршрут помогает более эффективно реализовывать программу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или для одаренного школьника.
Индивидуальный образовательный маршрут: что в нем должно быть
Единого и общего стандарта по составлению индивидуального образовательного маршрута для школьника пока нет.
Тем не менее сейчас все более становятся популярны краткосрочные индивидуальные образовательные маршруты: для высокомотивированных учеников и для детей с низкой мотивацией, детей с особыми образовательными потребностями и другими характеристиками. В таком случае обычно учитывают несколько факторов и проходят несколько этапов.
Во-первых, в ходе общей беседы с учеником, родителями и другими преподавателями определяется цель индивидуального образовательного маршрута.
В случае с младшими школьниками решающее слово остается за родителями. Однако при построении маршрута для подростка обязательно нужно учитывать и его мнение: ребенок в этом возрасте не только обозначает свои предпочтения, но и способен аргументировать свою позицию, поэтому он может как полноправный член команды (классный руководитель – ученик – родитель) участвовать в принятии общего решения.
Юлия Есауленко
Затем классный руководитель, учителя-предметники, психолог, родители договариваются о стратегии дальнейшей деятельности – индивидуальном маршруте ученика. На этом этапе, например, выбирается наиболее удобный и эффективный режим, подбираются направления дополнительного образования, в которых ученик будет развиваться и добиваться успеха, составляется график индивидуальных консультаций, определяются те олимпиады, в которых он будет участвовать.
Третий этап – формирование поэтапной стратегии. На пути к общей цели иногда удобнее сформировать несколько подцелей, с помощью которых проще отследить прогресс и фиксировать промежуточный результат. На этом же этапе определяются наиболее эффективные способы достижения целей.
Следующий этап – этап запуска индивидуального образовательного маршрута. Важно отметить, что выстроенный маршрут не раз и навсегда утвержденный план действий, а довольно гибкая структура, которая допускает изменения на любом этапе: в него можно вносить изменения и дополнения, если это необходимо.
Заключительный этап, как правило, предполагает аттестацию (промежуточную или итоговую) школьника и анализ итогов построения индивидуального образовательного маршрута.
Мы в любом случае подробно разбираем итоги каждого маршрута. Даже если ученик отлично справился с задачей и показал превосходный результат, важно оценить, в чем именно заключался секрет успеха. Это важно для дальнейшей работы с этим учеником и для построения индивидуальных маршрутов для других.
Юлия Есауленко
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.